Фрагмент для ознакомления
2
Конституционное право. Контрольная работа.
1. Модель взаимодействия судебной и исполнительной властей Российской Федерации
Взаимодействие исполнительной и судебной ветвей власти проявляется в разнообразных формах, которые отражают их свойства как субъектов государственной власти в рамках единой политической системы. Задачи, стоящие перед государством в целом, являются общими и для всех ветвей власти. Об этом красноречиво свидетельствуют некоторые формулы ныне действующей Конституции России. Она провозгласила, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -- обязанность государства, что эти права и свободы определяют смысл, содержание и применение законов, деятельности законодательной и исполнительной ветвей власти и обеспечиваются правосудием.
В рамках осуществления этих общих задач важно выделить вопрос о соотношении исполнительной и судебной ветвей власти в современном российском обществе.
Так. основной функцией судебных органов является реализация задач правосудия. Осуществляя правосудие, суды обеспечивают охрану не только прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений, организаций, но и законные интересы и права исполнительных органов государственной власти в сфере экономики, охраны общественного порядка, обеспечения безопасности и в других сферах.
Отправление правосудия - основная, но не единственная функция судов. В процессе своей работы они осуществляют также функцию судебного контроля за деятельностью органов исполнительной власти по отношению к гражданам и иным субъектам правоотношений, возникающих в сфере исполнительной и распорядительной деятельности указанных органов.
Суды как органы, в исключительную компетенцию которых входит отправление правосудия, обязаны защищать не только интересы граждан, но и интересы государства, в частности законные интересы и права исполнительных органов государственной власти, от нарушений со стороны граждан и негосударственных организаций в сфере экономики, охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и в других сферах.
Кроме того, связь исполнительной и судебной ветвей власти просматривается в ходе формирования органов правосудия, обеспечения их кадрами, материальными и финансовыми ресурсами, средствами оргтехники, служебными зданиями и т.п.
Таким образом, можно говорить о многообразии правоотношений, возникающих между органами, представляющими две ветви власти -- исполнительную и судебную. Наиболее обширная область отношений - те, что складываются в ходе осуществления правосудия по делам, возникающим из административно-правовых отношений. Административное судопроизводство, в свою очередь, должно касаться не только дел об административных правонарушениях, но и дел, относящихся к осуществлению контрольных функций суда в отношении органов исполнительной власти, так называемая административная юстиция.
Во взаимоотношениях исполнительной и судебной ветвей власти участвуют все звенья системы исполнительных органов, от Правительства Российской Федерации до руководителя конкретного государственного учреждения, предприятия, и все звенья судебной системы, осуществляющие конституционное, административное, гражданское и уголовное судопроизводства. В каждом из видов судопроизводства можно в специфические особенности полномочий по отношению к органам исполнительной власти. Эти особенности зафиксированы в Конституции Российской Федерации и в законодательных актах по вопросам судопроизводства, в Федеральном конституционном законе “О Конституционном Суде Российской Федерации” от 21 июля 1994 г., в Уголовно-процессуальном и Гражданском процессуальном кодексах, в Кодексе об административных правонарушениях.
Анализ действующего законодательства и практики его применения выявляет конкретные связи между исполнительными и судебными органами. Становление новой государственности в современном мире сопряжено с созданием органов конституционного контроля.
Конституция России, принятая 12 декабря 1993 г., сохранила Конституционный Суд как самостоятельный орган, но существенно изменила многое, связанное с его организацией и компетенцией, что нашло нормативное закрепление в новом Законе “О Конституционном Суде Российской Федерации” 1994 г. В соответствии со ст. 1 этого Закона судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства, является Конституционный Суд РФ.
Конституция Российской Федерации (ст. 125) предусматривает право Конституционного Суда РФ разрешать дела о соответствии Конституции РФ: нормативных актов Правительства РФ; нормативных актов администрации (правительств) субъектов РФ, принятых по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ или к совместному ведению органов РФ и субъектов Федерации; административных договоров между органами исполнительной власти РФ и соответствующими органами субъектов Федерации; договоров между органами субъектов Федерации. Следует особо отметить, что перечисленные выше дела Конституционный Суд вправе рассматривать только в том случае, если запрос поступил от Президента РФ, палаты Федерального Собрания или от одной пятой депутатов Государственной Думы, либо одной пятой членов Совета Федерации, от Правительства РФ, от органов законодательной и исполнительной ветвей власти субъектов Российской Федерации, а также от Верховного Суда РФ или Высшего Арбитражного Суда РФ. Характерно при этом, что сам Конституционный Суд лишен права по собственной инициативе возбуждать такое дело.
Вместе с тем, рассматривая дело о соответствии Конституции Российской Федерации нормативных актов Правительства РФ или органов исполнительной власти субъектов Федерации, а также договоров между ними, Конституционный Суд вправе признать такие акты неконституционными. В силу ст. 125 (п. 6) такие акты или их отдельные положения утрачивают силу.
В соответствии со ст. 79 Закона “О Конституционном Суде Российской Федерации” решение суда является окончательным, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Юридическая сила постановления Конституционного Суда о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта. Если на основе акта, признанного неконституционным, приняты решения суда или иного органа, такие решения не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в случаях, установленных федеральным законом.
Согласно ст. 80 Закона “О Конституционном Суде” его решение подлежит исполнению немедленно после опубликования либо вручения
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) //СПС Консультант Плюс (вход 08.12.2022)..
2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ “О Конституционном Суде Российской Федерации” (СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.),
3. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) «О судебной системе Российской Федерации»//СПС Консультант Плюс (вход 08.12.2022).
4. Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 № N 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) «Об арбитражных судах в Российской Федерации» »//СПС Консультант Плюс (вход 08.12.2022).
5. Уголовно-процессуальный кодекс РФ//СПС Консультант Плюс (вход 08.12.2022).
6. Гражданский процессуальный кодекс РФ//СПС Консультант Плюс (вход 08.12.2022).
7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»//СПС Консультант Плюс (вход 08.12.2022).
8. Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации. 2-е изд. / Под ред. В.Ф. Яковлева и М.К. Юкова. С. 32.
9. Федеральный Закон от 6.10.1999 № 184-ФЗ«Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации» (Документ утрачивает силу с 1 января 2023 года в связи с принятием Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"//СПС Консультант Плюс (вход 08.12.2022).
10. Федеральный Закон от 27.04.1993 года № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»//СПС Консультант Плюс (вход 08.12.2022).
11. Федеральный закон от 31.07.1995 года № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» »//СПС Консультант Плюс (вход 08.12.2022).
12. Постановление Конституционного Суда РФ от 01.04.1997 N 6-П "По делу о соответствии Конституции Российской Федерации пунктов 8 и 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. N 479 "Об отмене вывозных таможенных пошлин, изменении ставок акциза на нефть и дополнительных мерах по обеспечению поступления доходов в федеральный бюджет"//СПС Консультант Плюс (вход 08.12.2022).
13. Постановление Конституционного Суда РФ от 17 июля 1998 г. N 23-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 102 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год"//СПС Гарант (вход 08.12.2022).
14. Безруков, А. В. Конституционно-правовые аспекты взаимодействия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации: автореф. диссертации канд. юрид. наук. — Екатеринбург, 2001. — С. 8.
15. Бакаева О. Ю. Шилина Е. В. Принципы и формы взаимодействия банковской системы и таможенных органов // Банковское дело. — 2006. -№ 2. — С. 25.
16. Голубев А. Г. Организационные и правовые основы участия губернатора во взаимодействии УИС и органов власти региона: исторический и теоретико-управленческий аспект // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. — 2006. — № 4. — С. 25.;
17. Гусенбеков И. И. Некоторые аспекты взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти субъектов Российской Федерации // Журнал российского права. — 2006. — № 6. — С. 15.
18. Карпеченко, А. В. О взаимодействии органов исполнительной власти и органов судебной власти в Российской Федерации / А. В. Карпеченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 21 (207). — С. 363-365. — URL: https://moluch.ru/archive/207/50735/ (дата обращения: 08.12.2022).
19. Митюков М. А., Барнашов А. М. Органы конституционного правосудия (сравнительно-правовое исследование законодательства и судебной практики). — Томск, 1999. — С. 31.
20. Овсепян Ж. И. Судебный конституционный контроль в зарубежных страна. — Ростов-на-Дону: Литера-Д, 1992. — С. 24. СПС «КонсультантПлюс» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19071/ (дата обращения 08.12.2022)
21. Федосеева Н. Н. Государственный контроль в системе функций современного Российского государства // Государственная власть и местное самоуправление. — 2010. — № 1. — С. 30.
22. Филатова А. В. Регламенты и процедуры в сфере реализации государственного контроля (надзора). — М.: Directmedia, 2014. — С. 78.