Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Стремительное развитие мирового сообщества повлекла за собой смену ориентиров учебно-воспитательного процесса. Личность ученика заняла центральное положение в системе учебной деятельности
Существенным отличием от стандарта предыдущего поколения стал заметный переход от «знаниевой» парадигмы к «развивающей». Следовательно, целью обучения становится не результат, а развитие личности ребенка.
Также стоит отметить, что неотъемлемой частью урока стало формирование грамотного, думающего и компетентного читателя, что подразумевает развитие способности получать информацию и знания из книг и использовать полученную информацию на практике.
В соответствии с ФГОС второго поколения, появляется система «планируемых результатов» - личностные, предметные и метапредметные результаты обучения. Данная система включает в себя учебно-познавательные и учебно- практические задачи, которые ученики осваивают в начальной школе. В целях решения данных задач младшие школьники должны овладеть специальными универсальными учебными действиями (УУД). Каждый предмет имеет свою специфику, а значит и УУД будут отличатся в зависимости от целей и задач изучаемой дисциплины.
ФГОС НОО второго поколения предполагает обязательную опору на деятельностную парадигму образования. Такой переход требует включение в образовательный процесс новой структурной единицы, а именно характеристику деятельности обучающегося.
Согласно ФГОС, важнейшими личностными характеристиками выпускника школы являются креативность, критическое мышление, социальная активность, мотивация к творчеству и самообразованию. В связи с этим, образовательный процесс нуждается в таких технологиях обучения, которые бы способствовали формированию исследовательских умений учащихся, направляющие учащегося к раскрытию творческих и интеллектуальных способностей личности школьника. Поэтому система личностно-деятельностного обучения особенно актуальна в современной школе. Главными компонентами подхода являются личность ребенка с его интеллектуальными и психологическими особенностями, а также роль педагога как наставника и помощника в становлении личности и поиска нужной информации.
Курс литературного чтения в начальной школе построен на основе постепенного усложнения материала. С первых уроков и весь период обучения предусмотрены уроки литературного слушания. Значение их состоит в развитии восприятия на слух художественного текста и обогащении опыта читателя-слушателя. Уроки слушания способствуют решению такой важнейшей задачи, как обучение детей: слушать и слышать художественное слово, речь одноклассников и учителя.
Анализ статей
1. Реализация ФГОС второго поколения на уроках литературного чтения в начальной школе
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2013/02/12/realizatsiya-federalnogo
Автор статьи – Ушакова Екатерина Борисовна
Целью статьи является анализ компонентов ФГОС второго поколения с точки зрения преподавания литературного чтения в начальной школе. В статье выявлены основные отличия нового стандарта, рассмотрена примерная структура урока в рамках деятельностного подхода, а также рассмотрены основные положения в преподавании литературного чтения в начальной школе. Также автор отмечает, что в основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности.
В данной статье особое внимание уделяется применению дидактических учебных текстов по литературному чтению в 1 классах общеобразовательных учреждений. Данная категория текстов служит специальным тренажером для формирования способа синтагматического чтения (осознанного, выразительного, безошибочного и темпового).
Научная новизна заключается в разработке системы оценивания результатов обучения младших школьников.
В результате автор статьи представляет реализацию основных положений ФГОС через урок литературного чтения в 1 классе путем использования дидактических текстов, а также выделяет систему оценивания результатов.
УУД:
- Личностные
1) Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оце¬нивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный мо¬ральный выбор.
Реализуется путем работы с дидактическими текстами, выделяя собственную партитуру, ученик анализирует текст и более глубоко усваивает его содержание.
- Регулятивные
1) Целеполагание, планирование. Реализуется благодаря правильной постановке цели учителем, а именно разработка эталонной партитуры.
2) Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Работая в группах и анализируя готовые тексты одноклассников, ученики сравнивают собственные разработки, а затем оценивают готовую эталонную партитуру.
3) Коррекция. Обучающиеся учатся оценивать и корректировать ответы остальных, анализировать ошибки.
- Познавательные
1) Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели. Знакомясь с каждым новым текстом, ученики постепенно, поэтапно в практической деятельности овладевают способом чтения, интонирования, а также, что самое важное, осваивают смысловую составляющую текста. Они учатся формулировать тему и выделять главную мысль.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2008-с 157
2. Мали Л.Д. Творческие работы на уроках литературного чтения в начальных классах // Начальная школа плюс до и после -2013 -№8
3. Матюшкина А.М. Развитие творческой активности школьников - М.: Педагогика, 1991.
4. Методические рекомендации для учителя. (Авторский коллектив: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина, О.В. Чиндилова). – Изд. 3-е, перераб. – М.: Баласс, 2010. –с 192 (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум»).
5. Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся // Начальная школа - 2001. - № 10
6. Носкова А.Б., Петрова Т.Ю. Современный урок в начальной школе опыт, идеи, рекомендации, - М, 2015
7. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – 4 е изд., доп. – М. : Российская академия наук ; Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – М., 2010.
8. Измайлова Р. Г. Реализация идей ФГОС на уроках литературного чтения// Начальная школа. – 2014. -№1-с 89
9. Лесникова Татьяна Алексеевна-Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса УМК Школа 2100 под редакцией Вахрушева А. А.- с 19.
10. Львов М.Р. Словарь - справочник по методике преподавания русского языка. - М.: 1999.
11. Львов М. Р., Горецкий В. Г., Сосновская О. В..Методика преподавания русского языка в начальных классах"- с 57.
12. Светловская Н.Н. Нравственное воспитание младших школьников в процессе обучения чтению.. - 10 изд. - М.: Начальная школа. , 1983.
13. Фролова М. Р."Особенности современной литературы"- с 121.
14. http://school2100.com/pedagogam/umk/
15. http://allbest.ru/k-3c0a65625b3ac78b5d53b88521216c27.html
16. http://www.moluch.ru/archive/61/9151/
17. http://iroipk.ykt.ru/