Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы контрольной работы. Дошкольный возраст является важным периодом в жизни каждого ребенка, так как в этом возрасте происходит активное развитие восприятия, образного мышления и воображения. Дошкольный период иногда характеризуют периодом «почемучек», т.к у ребенка в этот период появляется особый интерес к познанию окружающего мира. Основная задача воспитателя в этом возрасте обеспечение условий для обучения и воспитания, развитие индивидуальных способностей каждого ребенка. Точность и полнота воспроизведения ребенком полученных знаний процесса зависит от выбранных педагогом средств обучения. Средства обучения являются инструментом деятельности педагога и воспитанников.
На данный момент, активно разрабатываются и внедряются в практику новые средства обучения: дидактические игры, конструкторы, наборы для практических и творческих работ, наглядные учебные пособия. В учреждениях появляются технические средства обучения нового поколения: мультимедийные компьютеры, проекторы, экраны, интерактивные доски.
Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, в связи с этим большую роль как средство обучения играют дидактические игры, которые могут служить основной частью занятий, помогающие усвоению и закреплению полученных знаний, овладению способами познавательной деятельности.
В связи с этим, с целью обеспечения качества обучения и воспитания дошкольников, важно осуществлять грамотный отбор средств обучения, соответствующий возвратным и индивидуальным особенностям ребенка.
Целью работы является изучение средств обучения детей дошкольного возраста.
Практическая значимость контрольной работы: представленный конспект, дидактические и наглядные средства обучения, дидактические игры, которые могут быть использованы педагогами ДОО, а также студентами во время подготовки к семинарско-практическим занятиям и педагогической практике.
Раздел 1. Теоретическая часть
1. Особенности обучения детей дошкольного возраста
Содержание и специфика обучения детей дошкольного возраста зависит от возрастных особенностей обучающихся.
Сравнительная таблица особенностей развития детей
Параметр анализа Младенчество Ранний
возраст Дошкольный
возраст Младший школьный возраст
Временные рамки от рождения до одного года от года до 3 лет от 3 до 7 лет От 7-10 лет
Социальная ситуация развития «Мама» значимый взрослый Семья Сверстники в ДОУ Школа
Ведущий вид деятельности Непосредственное эмоциональное общение с ребенком Предметно-манипулятивная деятельность Сюжетно-ролевая игра Учебная деятельность
Познавательные процессы, наиболее активно развивающиеся на данном этапе Познавательная деятельность направлена на познание отношений Познавательная деятельность направлена на познание предмета Познавательная деятельность направлена на познание отношений Познавательная деятельность направлена на освоение новых знаний
Новообразования Навык подражания Овладение предметом действия; появление активной речи Зарождение самосознания; появление познавательных мотивов; ориентация на социальную норму Учебная рефлексия; произвольность; внутренний план действий
Обучение детей в младшем дошкольном возрасте характеризуется тем, что они учатся постоянно, в любое время, в любом месте.
В первый год жизни ребенка ставятся следующие задачи [5]:
1. Развитие сенсорики (восприятие с помощью различных органов чувств).
2. развитие предметных действий;
3. развитие движений;
4. развитие речи детей.
Основная цель, стоящая перед взрослым сформировать у ребенка умение узнавать предметы, понимать речь взрослого, активно использовать некоторые звуковые сочетания и первые слова. Процесс обучения детей второго года жизни приобретает более целенаправленный и планомерный характер.
Обучение детей в период от 2 до 4 лет предусматривает решение следующих задач [3]:
- продолжение развития ориентировки в предметах и явлениях ближайшего окружения, проводить различные действия с предметами.
- дальнейшее совершенствование ощущений и восприятия, формирование знаний о системе сенсорных эталонов и умения использовать их в различных видах продуктивной деятельности;
- формирование первоначальных навыков учебной деятельности, т. е. умения принять задачу, слушать и слышать взрослого, отвечать на поставленные вопросы;
- развитие речи детей, расширение словарного запаса и освоение связной речи.
В период от 3 до 5 лет расширяется содержание обучения, включаются сведения о труде (самообслуживание, хозяйственно-бытовом труде), растениях и животных, о неживой природе, и овладение количественными, пространственными и временными представлениями, начинается формирование навыков изобразительно—художественной деятельности.
К старшему школьному возрасту у детей формируются интеллектуальные возможности для обучения в школе, возрастают возможности умственной деятельности. Основная задача педагога в данный период поддерживать познавательную инициативу ребенка, систематизировать полученные знания [2]. Педагогу важно поощрять дошкольников при выполнении практических и теоретических работ, развивать творческие способности и воображение.
Занятия организуются по всем направлениям воспитательно-образовательной работы с детьми: знакомство с окружающим миром, по развитию речи, по музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности, конструированию, развитию математических представлений, по физической культуре.
Занятие в ДОУ включает три этапа:
1. Этап. Введение детей в тему занятия, определение целей, объяснение того, что должны сделать дети. В этой части дети настраиваются на выполнение какой-то работы.
2. Этап. Самостоятельная деятельность детей по выполнению задания педагога или замысла самого ребенка.
3. Этап. Заключительный— анализ выполнения задания и его оценка.
На каждом занятии решаются общедидактические задачи: под руководством воспитателя формируется способность обучаться, развивается интеллектуальная и творческая активность.
Принципы обучения детей дошкольного возраста
• Принцип гуманизации и демократизации
• Принцип воспитывающего характера обучения
• Принцип развивающего обучения
• Принцип научности
• Принцип наглядности
• Принцип доступности
• Принцип систематичности, последовательности и постепенности
• Принцип связи обучения с жизнью
Обеспечение данных принципов возможно только при правильном отборе педагогом средств обучения.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
1. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.
2. Голицына Н.С. Занятия в детском саду: Перспективное планирование: Вторая младшая и средняя группы. М.: Скрипторий, 2007. – С. 87
3. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. — Балашов : Николаев, 2005. — С. 37
4. Педагогика. Учебное пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей [Текст] / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Пед. об-во России, 1998. – 640 с
5. Смирнова Е.О. Детская психология. - М.: Владос, 2003. – С. 44