Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Литературная композиция (от лат. compositio – составление, соединение)– соединение частей, или компонентов, в целое; структура литературно-художественной формы. Композиция (литературоведение) – взаимная соотнесенность и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств в словесно-художественном произведении. Структура, план выражения литературного произведения. Построение художественного произведения.
Составные части литературного произведения- композиции:
• Экспозиция – ввод в среду и в ситуацию;
• Завязка – событие, знаменующее начало развития действия;
• Кульминация – пик сюжета;
• Развязка – разрешение конфликта, конец интриги, завершение сюжета
Есть два основных типа композиции – внутренний и внешний.
• Внешняя композиция – это выделение отдельных частей, которые будут составлять структуру произведения: экспозиция, завязка, кульминация, развязка. Возможно разделение на главы, вставление эпиграфов и написание постскриптума или пролога. Внешняя композиция — это архитектоника произведения, благодаря ей читатель получает информацию постепенно, небольшими порциями.
Термин архитектоника состоит из двух слов греческого происхождения: др.-греч. (archi) — главный и др.-греч. (tekton) — строить, возводить, что в прямом переводе означает «главное устроение» (или основное строение).
• Внутренняя композиция – это организация всех его частей в целостное единство, подчиненное решению его основных проблем. Одним словом – это само повествование, содержание произведения.
Для лучшего понимания что такое литературная композиция обратимся к ее классификации.
1 Виды литературной композиции
Основные виды литературной композиции:
• Линейная. Хронологическое, последовательное описание события. Пример- А.С.Грибоедов «Горе о ума».
• Обратная или инверсионная. В начале произведения описываются заключительные события. А дальнейшие эпизоды помогают понять что привело к такому финалу. Пример – Н.Г.Чернышевский «Что делать?». Автор как бы замыкает петлю сюжета, в которой параллельно линией описываются изначальные события, воспринимаемые теперь немного иначе.
• Параллельная. Нередко в произведении встречается несколько главных героев. Автор создает описание сюжетной линии для каждого героя, которые в последствии пересекаются или переплетаются. Пример- Л.Н.Толстой «Война и мир».
• Полифоническая. Читатель знакомится с разнообразием персонажей, которые одномоментно имеют свою точку зрения, свой голос. Создателем этой концепции был Михаил Бахтин, он использовал музыкальный термин – «полифония». Пример – Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание».
• Кольцевая. Такая композиция представляет собой повторение событий, которые начинаются и заканчиваются в одном и том же моменте. Пример – А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Есть существенное отличие между кольцевой и обратной композиции. В случае кольцевой композиции повторяются лишь образы или события. В обратной – в начале создается конечное событие, а затем хронология идет по порядку.
• Зеркальная. Зеркальная композиция строится на написании зеркальных образов, которые располагаются в начале произведения и в конце. Пример – А.С.Пушкин «Евгений Онегин». В начале романа Татьяна признается в любви Евгению, а в завершении истории зеркальным элементом служит письмо с признанием Евгения Татьяне.
• Умолчание. В начале сюжета происходит какое -то событие, но автор не озвучивает его, а дает возможность читателю домыслить происходящее. Это придает дополнительную эмоциональную яркость и развивает воображение читателя. Пример - басня И.А.Крылова «Гуси». Этот вид еще также широко применяют в детективах.
• Концентрическая. Этот вид композиции основывается на том, что все события берут свое начало в прошлом, каждый настоящий момент является причиной следующего. События повторяются вновь, и сюжетная линия закручивается в спираль. Пример – Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание».
• Ретроспективная. В произведении повествование периодически возвращает к основному событию в прошлом, с которого и началась завязка сюжета. Пример – В.В.Набоков «Машенька», А.Дюма «Графиня де Монсоро».
• Рамочная. Если в тексте произведения основной сюжет обрамлен как рамкой второстепенной историей, то это называется «рассказ в рассказе» или рамочная композиция. Пример – М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита», Джонатан Свифт «Путешествия Гулливера». Если рамка соткана из воспоминаний, то мы получаем ретроспективную композицию.
• Свободная. Это свободное сочетание нескольких видов композиции. Оно позволяет сделать произведение более насыщенным и захватывающим.
Речевые элементы композиции:
• Монологи и диалоги. Наполняют произведение эмоциональностью и динамичностью, характеризуют героев. Лирические образы, которые на время переносят внимание читателя с основного сюжета, украшают его.
• Авторские описания главных героев. Высказывание собственного мнения о главных действующих лицах, независимо положительное оно или отрицательное.
Образные элементы композиции:
• Персонажи. Описание персонажей, как главных, так и обычных, разворачивает сюжет во всей полноте и помогают донести основной замысел автора произведения.
• Образы обстановки. Описание стран, природы, городов и улиц, описания интерьеров комнат, погружает в атмосферу произведения. Передает ощущение места и пространства.
Особенности сюжетной композиции.
Фабула – это последовательные события, представленные в хронологическом порядке, образующие основной стержень произведения. Она содержит основной конфликт. Сюжет – это история, которую сочинил писатель. Она описывает как происходят эти события. Например - роман «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова. Его сюжет описан в определенном порядке, так, как преподносит автор. Получить фабулу можно простым разложением сюжета на главы, соответствующие хронологии.
2 Композиционные приемы
Композиционные приемы нужны для усиления эмоционального восприятия читателем.
• Усиление. Подбирая однородные образы и элементы, автор создает такой композиционный прием как усиление. Пример – Н.В.Гоголь «Мертвые души». Он хорош раскрывается в произведениях жанра хоррор. В них каждый однородный элемент или образ усиливает атмосферу.
• Ретроспекция. Этот прием перекликается с видом композиции - ретроспективная. В основе произведения лежит прошлое героя, происходившее до начала настоящих событий.
• Мотив. Повторяющиеся элементы, красной нитью проходящие через произведение.
• Разрыв. Действие, прерванное на самом интересном месте, определяет такой прием как разрыв. После него у читателя появляется желание дочитать книгу до конца. Как правило, в новой главе повествование начинается с новой сцены, как бы усиливая эффект приема в месте разрыва.
• Экспозиция. Описание обстановки, в которой завязывается сюжетная линия. Например, исторической эпохи или географических особенностей.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Чернец Л. Г. Композиция // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины / Под. ред. Л. В. Чернец. М., 1999. С. 115–133.
2. Есин А. Б. Время и пространство // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины / Под. ред. Л. В. Чернец. М., 1999. С. 42–62.
3. Мендель Б.Р. Теория Литературы:Ответы на экзаменационные вопросы, М., 2014, -650с.
Ссылки:
1 Чехов А.П. Полн.Собр.соч. и писем. - Т. 15. - Ташкент, 1949. - С.319.
2 Белинский В.Г. Собр.соч.в трех томах. - Т.1. - М., 1943. - С. 553.