Фрагмент для ознакомления
2
Техники и приёмы общения
В данном параграфе будут рассмотрены техники и приемы общения.
Задачи:
- описать техники общения;
- рассмотреть приемы общения.
1.1 Техники общения
В обобщенном представлении процесс общения условно можно рассмотреть в трёх компонентах:
1) коммуникативный или информативный (обмен информацией);
2) интерактивный (взаимодействие субъектов общения);
3) перцептивный (взаимовосприятие субъектов общения), хотя эти компоненты взаимообусловлены (взаимосвязаны).
При этом они могут:
1) дополнять друг друга, например, при придании вербальной составляющей наглядности или наложении к основному содержанию иного информационного фона;
2) противоречить друг другу, например, передаваемые сведения приводят к разным результатам или правдивость содержательной (вербальной) части сведений не подтверждается неосознанными действиями (мимика, жесты, взгляд) собеседника, то есть сведения ложные;
3) придавать значимость, например, по разному воспринимаются сведения авторитетным руководителем и простым работников или написанные на обычном клочке бумаги сведения воспринимаются несколько в ином качестве, чем представленные на официальном бланке.
Для эффективного общения целесообразно использовать различные стратегии и тактики.
Речевой этикет является наиболее важной частью образа любого человека, потому что то, как человек общается, каким языком выражает свои мысли, является ли он вежливым, это и отражает его индивидуальность.
Техника – это то, с чего можно начать общение. Благодаря технике, мы можем развивать базовые социальные навыки, необходимые для эффективного общения. Как ни странно, большинство из них относится к невербальным компонентам коммуникаций:
1) Контроль социальной дистанции
2) Контроль выражения лица (например, «несчастное выражение лица» - проявление дефицита социального навыка)
3) Контроль позы
4) Поддержание контакта глаз
5) Контроль тона и громкости голоса
6) Подбор темы для беседы
7) Понимание социальных сигналов других людей, таких как тон голоса, выражение лица и др.
Невербальные средства используются для установления эмоционального контакта, которые способны указать собеседнику на особенно важные моменты сообщения, дополняют содержание высказывания и свидетельствуют об отношении к собеседнику, а также дают возможность судить о самом человеке, о его состоянии в данный момент, о его психологических качествах.
Взаимопонимание между людьми будет наиболее эффективным не только осознанием речи собеседника, но и точной интерпретацией визуальной информации (мимика, жесты, пантомимика, поза, дистанция и угол общения) и используемых экстра- и паралингвистических средств общения (система вокализации голоса, тип речи, темп и тембр речи, паузы и т.д.).
В общении важно учитывать тот факт, что большая часть реакций человека недостаточно контролируема, а потому в тех ситуациях, когда мысли и слова собеседника неконгруэнтны, это можно «прочитать».
Характер невербальных реакций, безусловно, зависит и от ряда причин, в частности:
- контекст отношений между участниками общения и их статус по отношению друг к другу;
- личностные особенности субъекта коммуникации, включая уровень его эмоционального интеллекта;
- интенсивность триггера, вызвавшего реакцию.
Имея представление о каждом из факторов и отслеживая процессуальные единицы, при грамотной интерпретации можно сделать максимально безошибочный вывод об отношении человека к собеседнику или предмету диалога. Для того, чтобы безошибочно соотнести лексико-семантическое содержание речи с процессуальными единицами, необходимо отслеживать динамику всех элементов невербального поведения. Согласно исследованиям П. Экмана, самым важным компонентом является мимика человека, поскольку она наиболее полно отражает эмоциональные состояния субъекта общения. В западной традиции принято выделять семь базовых эмоциональных состояний, к которым восходит большинство выражений лиц: радость, печаль, страх, удивление, отвращение, презрение и гнев .
Чаще всего, мы сталкиваемся с эмоциональными состояниями, отражение которых сопровождается изменениями не всех участков лица, присущих данной эмоции, что осложняет верификацию. Более того, необходимо учитывать индивидуальные и социокультурные особенности, а также осознаваемые и неосознаваемые намерения субъекта коммуникации, чтобы дать безошибочную интерпретацию фиксируемых процессуальных единиц.
Помимо этого, важно обращать внимание на интенсивность эмоциональных состояний, их продолжительность, время появления и затухания, симметричность и асимметричность, а также соотносить эти данные с вербальным речевым контекстом. В совокупности такого рода информация говорит об отношении человека к предмету диалога или к одному из участников общения. Немаловажным типом процессуальных единиц являются двигательные импульсы. По замечанию У. Кондона и П. Экмана, некоторые состояния сопровождаются телесными движениями относительно триггера, вызвавшего данное состояние. Так, отстранение от триггера соответствует эмоции отвращения или страха, а движение по направлению к триггеру говорит об испытываемом гневе к источнику эмоции.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Авдеева А. П., Проблема социальной компетентности специалиста // Мир психологии. — 2021. — № 4. — С. 180-186
2) Айсувакова Т. П., Дмитриев М. М. Теоретические основы взаимосвязи вербальных и невербальных средств общения в межличностной коммуникации// ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК, 2019. 3 8. С. 12-14
3) Бодалев А. А. Психология общения / А. А. Бодалев. – М.; Воронеж. 2020.
4) Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М., 2008.
5) Карякина С. Н., Проблема коммуникативной компетентности студентов вузов // Образование и общество. — 2018. — № 3/4. — С. 102-105
6) Свенцицкий А. Л. Социальная психология. - Москва : Проспект, 2019
7) Экман П. Психология лжи. Обмани меня, если сможешь. – СПб.: Питер, 2018. – 384 с.
8) Чанкова Е. В., Коммуникативная компетентность личности в современном меняющемся мире // Социальная политика и социология. — 2015. — Т. 14, № 3, ч. 1. — С. 74-78