Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Мнений о месте, которое занимает процесс преподавания математики, имеется множество.
Если, у обучаемого сформировать не правильное понимание математики, то это приведет, в конечном итоге, к не правильному миропониманию в целом.
Не секрет, что многие обучаемые не имеют навыков в решении математических задач, и особенно – задач планиметрии.
Что представляет собой математика?
Математика – это точная наука, которая первоначально исследует количественные отношения и пространственные формы.
Математика – это наука об отношениях между объектами, о которых ничего не известно, кроме описываемых их некоторых свойств, которые положены в качестве аксиом в основу математической теории.
Успех в изучении этого сегмента науки, зависит не только от преподавателя, его умения преподнести изучаемый материал и объяснить доходчивым, понятным языком ученику, но и от самого ученика, от его инициативы.
Образы, которые человек строит в своем подсознании, это математические образы, и они сопровождают его на протяжении всей его жизни. Они появляются у человека еще до того, как он получает возможность логически мыслить.
Математическое образование в современной школе, его начальная часть, развита не совсем в полном объеме. Из – за этого, очень часто встречаются ученики, у которых возникают трудности при изучении курса математики.
Причинами возникновения этих трудностей являются:
- знакомство с новыми терминами, неизвестными ранее;
- восприятие новых объектов, которые возникают при обучении, требует развития абстрактного мышления;
- от обучаемых требуется умение самостоятельно доказывать какие – либо утверждения математическим языком.
Для того, что бы усвоить стереометрию и решать задачи по стереометрии, требуется развивать пространственное и математическое мышление.
Несмотря на это, на методологическом уровне проблема решения математических задач на уроках математики не до конца отработана.
Исходя из выше сказанного:
Объект исследования: процесс обучения математике в школе.
Предмет исследования: Методы решения математических задач.
Цель работы: Изучить и систематизировать различные методы решения математических задач.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
— проанализировать действующие учебники, методическую, педагогическую и психологическую литературу по теме работы;
— познакомиться с многообразием решений математических задач.
— выявить и проанализировать психологические особенности изучения математики в школе;
— проанализировать различные подходы к методологии решения математических задач;
— проанализировать проблемные методы решения математических задач.
Методы исследования:
- анализ научной и методической литературы;
1.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Подростковый возраст – это период жизни человека, во время которого происходит формирование гражданской позиции индивидуума, включение в общественную жизнь школы и общества, формирование духовных качеств человека.
Личность любого человека, складывается под непосредственным влиянием того положения, которое он занимает в коллективе и обществе.
Для того, чтобы развить мышление, необходимо овладеть процессом образования понятий. Это, в конечном итоге, приведет к высшей форме интеллектуальной деятельности.
Ученые утверждают, что в основе любых интеллектуальных изменений в этом возрасте, лежит функция образования понятий.
Вся учебная деятельность в образовательном учреждении, должна быть направлена на формирование мышления, которое основано на умении анализировать понятия, и переходить от одного суждения, к другому.
В жизни человека, период формирования интеллекта, неразрывно связан с развитием самостоятельного мышления, что позволяет рассматривать этот период как период развития творческого мышления.
Есть принципиальные отличия социальных ситуаций в детстве и в подростковом возрасте, и они зависят от внутренних причин.
Формирование социальной ситуации происходит из – за влияния на развитие сознания подростка, той среды, в которой он проводит большое количество времени.
Автоматически, без желания самого подростка, происходит переоценка ценностей, расставляются акценты: семья, школа, дом.
На протяжении всей жизни, человек набирается опыта, открывает для себя различные семейные отношения, которые могут отличаться от родительской семьи. Он начинает испытывать потребность в укреплении собственного чувства личности.
Семья, при этом, не меняет своего отношения к подростку.
Семья, у которой сильно развито чувство ответственности, прекрасно понимает, что необходимо считаться с ребенком в период взросления, одновременно меняя стиль взаимоотношений.
У подростка появляется чувство взрослости, и семья начинает относиться к нему с учетом этого чувства.
Родители подростка, не навязывая своего внимания, выражают готовность обсудить те проблемы, которые возникают у подростка, выражая, таким образом, готовность сотрудничества с подростком.
Главным критерием взаимоотношений в таких семьях – является сохранение чувства высокого самоуважения всех членов семьи.
Семья, у которой чувство ответственности развито низко, относится к подростку, как и в детстве - на расстоянии, избегая открытого общения с подростком.
Такая семья уже сделала свой вклад в становление характера подростка, из – за чего, у подростка может развиться комплекс неполноценности.
В такой семье, подросток чувствует себя лишним, он начинает стремиться на улицу, где, по его мнению, он может самоутвердиться. Такая семья может ограничить возможности развития ребенка.
Семья, с авторитарными устоями, продолжает предъявлять подростку такие же требования, какие предъявлялись в детстве. В такой семье подросток также одинок и не уверен в себе, также, как и в детстве. Эта семья, также, может оказать влияние на развитие подростка.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аматова Г.М., Аматов М.А. Математика. Учебное пособие для факультетов подготовки бакалавров образования в области начального образования и учителей начальных классов педагогических учебных заведений.-М.,1999. - 487 с.
2. Аргинская И.И., Дмитриева Н.Я., Полякова А.В., Романовская З.И. Обучаем в системе Занкова Л.В. М, Просвещение, 1991.
3. Аргинская Н.И. Математика.1класс.- М.: Просвещение,1994.
4. Бантова.М. А. Система формирования вычислительных навыков // Начальная школа. - 1993.-№11.
5. Истомина Н.Б., Нефедова И.Б. Математика. Учебник для 1 кл. трехлетней начальной школы. - Москва, 1996.
6. Кумарина Г.Ф., Паукова Т.Н. Компенсирующее обучение как новое направление в подготовке специалистов / Начальная школа. - 1999. -№ 3. - С.10-14.