Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данном исследовании, связана с тем, что произведения в жанре фэнтези очень популярны в современном мире и вызывают множество вопросов и размышлений у читателей. При этом обычно такие художественные произведения выходят за рамки привычных жанров и написаны в индивидуальном авторском стиле, который основан на смешении различных жанровых характеристик.
Роман В. Сорокина «Голубое сало», который является постмодернистким фантастическим произведением, относится именно в такой категории художественной литературы.
Цель исследования – провести анализ жанровой природы романа В. Сорокина «Голубое сало».
Объект исследования – роман В. Сорокина «Голубое сало».
Предмет исследования – жанровая природа романа В. Сорокина «Голубое сало».
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач исследования:
1. Дать общую характеристику творчества В. Сорокина.
2. Раскрыть содержание романа В. Сорокина «Голубое сало».
3. Охарактеризовать жанровые характеристики романа В. Сорокина «Голубое сало».
Методы исследования: анализ научной литературы и художественного текста, описательный, сравнительный, хронологический, обобщение, классификация, моделирование.
Структура исследования. Контрольная работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка литературы.
Аналитическая часть
1. Общая характеристика творчества В. Сорокина
Один из самых скандальных и культовых писателей конца XX – начала XXI века В.Г. Сорокин является самым ярким представителем соц-арта и концептуализма в русской литературе.
Творчество писателя критики охарактеризовали как «самое шокирующее откровение андеграунда». Литературная деятельность В.Г. Сорокина получает различные отклики – от самых восторженных, до глубоко негативных, что однажды привело даже к возбуждению уголовного дела в отношении писателя, основанием которого было слишком чрезмерное и откровенное изображение сексуальных сцен и эпизодов, связанных с подробным описанием естественных человеческих отправлений [6, с. 25].
Однако, в ходе следствия и судебного процесса, экспертами, по инициации адвоката, было доказано, что данные описания имеют художественное значение и не могут быть убраны из произведений, поскольку являются важными и неотъемлемыми их компонентами, отсутствие которых трансформирует содержание романов и снижает их художественную ценность. Уголовное дело было закрыто, а В.Г. Сорокин – оправдан за отсутствием состава преступления.
Основными характеристиками творчества В.Г. Сорокина, по мнению исследователей, являются [2, с. 58]:
1) отсутствие четкой стилевой и жанровой принадлежности произведений;
2) опора художественных текстов на словесную игру, которая предполагает постоянное использование различных неологизмов, несостыковок, гротесков и т.д.;
3) многообразие стилистических приемов, которые применяет автор для описания и диалогов героев;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аксенова, Ю. Образы тоталитарного искусства в романе В.Г. Сорокина «Голубое сало»: скульптурные портреты и памятники / Ю. Аксенова // Проблемы русской и зарубежной литературы. – 2006. – № 3. – С. 5–8.
2. Литературный процесс на рубеже XX–XXI веков. Монография / Под ред. И.А. Жураевой. – Н. Новгород: Открытое знание, 2021. – 204 с.
3. Погорелая, Е. Marche funebre на окраине Китая / Е. Погорелая // Вопросы литературы. – 2012. – № 1. – URL: https://voplit.ru/article/marche-funebre-na-okraine-kitaya-vladimir-sorokin/ (дата обращения: 15.12.2022).
4. Теория литературных жанров / Под ред. Н.Д. Тамараченко. – М.: Академия, 2012. – 256 с.
5. Чернец, Л.В. Литературные жанры: проблемы типологии и поэтики / Л.В. Чернец. – М.: Издательство Московского университета, 1982. – 192 с.
6. Юрченко, Т.Г. «Все мои книги – это отношение только с текстом»: о творчестве Владимира Сорокина. Ч. 2. Поздний Сорокин // Новое литературное обозрения. – 2019. – № 6. – С. 25–34.