Фрагмент для ознакомления
2
1. Общее представление о педагогике как науке. Объект и предмет педагогики.
Во взглядах ученых на педагогику утвердились три точки зрения:
1) педагогика – междисциплинарная область человеческого знания. Та кой подход фактически отрицает педагогику как самостоятельную теоретическую науку, т. е. как область отражения педагогических явлений. В этом случае в педагогике оказываются представленными самые разные сложные объекты действительности (космос, культура, политика и др.);
педагогика – прикладная дисциплина, функция которой состоит в опосредованном использовании знаний, заимствованных из других наук (психологии, естествознания, социологии и др.) и адаптированных к решению задач, возникающих в сфере образования или воспитания. Содержание такой педагогики составляет совокупность фрагментарных представлений об отдельных сторонах педагогических явлений;
педагогика – это относительно самостоятельная дисциплина, имеющая свой объект и предмет изучения.
Третья точка зрения, согласно которой педагогика рассматривается как самостоятельная научная дисциплина, является наиболее признаваемой. В отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения педагогика как наука обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи между явлениями. Она отвечает на вопросы, какие и почему происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания.
Для определения педагогики как науки важно установить границы ее предметной области, ответив на вопрос: «Что же она изучает?» Поэтому необходимо осмысление объекта и предмета педагогики.
Объект – это область действительности, которую исследует данная наука. Объектом педагогики выступают явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Таким явлением действительности является образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.
Предмет – это способ видения объекта с позиций данной науки.
Предметом педагогики является сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс.
Под педагогическим процессом понимают специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.
Педагогическая наука исследует сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы развития педагогического процесса, разрабатывает теорию и технологию его организации, совершенствует содержание и создает новые организационные формы, методы и приемы педагогической деятельности воспитателей и воспитанников (детей и взрослых).
Исходя из такого понимания объекта и предмета педагогики, можно сделать вывод, что педагогика – это наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых.
В Древней Греции эта функция осуществлялась непосредственно – педагогами первоначально назывались рабы, сопровождавшие детей своего господина в школу. Позже педагоги – это уже вольнонаемные люди, которые занимались наставлением, воспитанием и обучением детей. Кстати, на Руси (XII в.) первые учителя получили название «мастера». Это были свободные люди (дьячки или мирские), которые у себя или на дому учащихся обучали детей чтению, письму, молитвам [1].
2. Основные категории педагогики.
К основным педагогическим категориям относятся – воспитание, образование, обучение, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогический процесс (иногда в этот перечень включают понятия «педагогическая технология», «знания», «умения», «навыки», «воспитательные отношения» и т.д.). Педагогика также оперирует и некоторыми общенаучными категориями – развитие и формирование.
Самовоспитание – осознанная и целеустремленная работа человека по формированию у себя желаемых черт, качеств личности, форм поведения.
Самообразование – целенаправленная и целеустремленная работа человека, связанная с поиском и усвоением им знаний.
Развитие – процесс становления, формирования и совершенствования личности человека под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов, в числе которых целенаправленное обучение и воспитание играют ведущую роль.
В более узком смысле развитие понимается как совершенствование интеллектуальных, физических и других качеств личности.
Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие педагогов и обучающихся (учащихся, обучаемых, воспитанников) в целях решения задач образования, воспитания, обучения и развития личности. Он представляет собой цепочку отдельных педагогических взаимодействий.
Педагогические взаимодействия – это преднамеренные взаимные контакты педагога с другим человеком (длительные или временные), направленные на изменения в поведении, деятельности, сознании, психике, отношениях человека. Понятие «педагогическое взаимодействие» обозначает самую существенную специфическую черту практической педагогики – ее двусторонний, субъект-субъектный характер.
В период становления педагогики как науки были определены три фундаментальные категории (основные понятия педагогики): воспитание, обучение, образование.
Воспитание как всеобщая категория исторически включала в себя «обучение» и «образование».
В современной науке воспитание – передача исторического и культурного опыта от поколения к поколению.
При этом воспитатель:
1) передает опыт, накопленный человечеством;
2) вводит в мир культуры;
3) стимулирует к самовоспитанию;
4) помогает разобраться в трудных жизненных ситуациях и найти выход из сложившегося положения.
В свою очередь воспитанник:
1) овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры;
2) работает над собой;
3) обучается способам общения и манерам поведения.
В результате воспитанник изменяет свое понимание мира и отношение к людям и самому себе.
Как показывает практика, воспитание диалектически взаимосвязано с обучением.
Обучение способствует развитию и утверждению основных качеств личности, проявляющихся в поступках. Эти качества характеризуют не только мировоззрение человека, но и социальные, нравственные позиции; индивидуальные устремления. Накопление и передача опыта культуры и цивилизации во взаимосвязи с ростом научного знания стали не только неотъемлемой функцией общества, но и условием его развития.
В настоящее время образование и воспитание рассматриваются как основные факторы формирования общества и государства, науки и культуры. Задача воспитания всегда выражает историческую потребность общества в подготовке поколения, способного реализовывать определенные общественные функции и социальные роли. То есть системы, обусловливающие характер и задачи воспитания, соответствуют сложившимся этнонациональным традициям, особенностям общественно-исторической формации, определенной ценностной иерархии, а также политической и идеологической доктрине государства. В мировой практике известны такие системы воспитания, как «спартанская», «система рыцарского воспитания», «домострой», «воспитание джентльмена», «система коллективных творческих дел».
Обучение – процесс взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого обеспечивается развитие ученика.
При этом учитель:
1) преподает — целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы
деятельности, основы культуры и научного знания;
2) руководит процессом освоения знаний, навыков и умений;
3) создает условия для развития личности учащихся (памяти, внимания, мышления).
В свою очередь ученик:
1) учится — овладевает передаваемой информацией и выполняет учебные задания с помощью учителя, совместно с одноклассниками или самостоятельно;
2) пытается самостоятельно наблюдать, сравнивать, мыслить;
3) проявляет инициативу в поиске новых знаний, дополнительных источников информации (справочник, учебник, интернет), занимается самообразованием.
Таким образом, диалектическое отношение «обучение—воспитание» направлено, прежде всего, на развитие деятельностных и личностных характеристик человека на основе его интересов, приобретенных знаний, умений и навыков. В зависимости от особенностей реализации процесса взаимодействия преподавания и учения в науке и практике выделяют разные дидактические системы: развивающее, проблемное, модульное, программированное обучение.
Образование – это:
1) ценность развивающегося человека и общества;
2) процесс обучения и воспитания человека;
3) как результат последнего;
4) как система.
Вся совокупность образовательных (или учебных и воспитательных) учреждений выстраивается в систему в рамках конкретного города, региона, страны. На протяжении веков оформлялись разные воспитательные и образовательные учреждения. К ним относятся: детские сады, школы-гимназии, школы-интернаты, лицеи, колледжи, институты, университеты, академии, дома молодежи, дворцы творчества, центры развития [8].
3. Понятие образования.
Образование понимается как:
ценность развивающегося человека и общества, средство развития личности, общественного сознания и общества в целом;
единый процесс обучения и воспитания человека;
как результат процесса обучения;
как система.
Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания и обучения в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование трактуют как процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, навыков, умений, способов творческой деятельности, отношений.
Образование как система – это специально организованная совокупность учебно-воспитательных, культурно-просветительных заведений, учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров. В ней осуществляется учебно-воспитательный процесс в соответствии с целями, стандартами, учебными планами и программами с помощью специально подготовленных педагогов. Все образовательные учреждения в государстве объединены в единую систему образования [2].
4. Методы педагогического исследования.
Эмпирические методы
1. Метод наблюдений. Наблюдение используется в первую очередь, когда требуется минимальное вмешательство в естественное поведение, взаи¬моотношения людей, когда стремятся получить целостную кар¬тину происходящего.
Виды наблюдения:
• внешнее (объективное) наблюдение – преднамеренном, систематическом, целенаправленном и фиксируемом восприятии внешних проявлений психики.
o включенное (психолог является участником событий);
o стандартное (наблюдаемый следует строгой методике, инструкции);
o свободное (испытуемый наблюдается в естественных условиях, например, в игре);
• самонаблюдение (интроспекция) – наблюдение человека за самим собой, психическими явлениями.
Требования к наблюдению:
1. Наличие четкой целевой ус¬тановки.
2. В соответствии с целью должен быть определен план на¬блюдения, зафиксированный в схеме.
3. Наблюдение не ограничивается простой регистра¬цией фактов, а переходит к формулировке гипотез с тем, чтобы проверить их на новых наблюдениях.
Недостатки метода наблюдения:
• установки, интересы, личностные особенности наблюдателя могут весьма силь-но влиять на результаты наблюдения;
• длительное наблюдение приводит
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андриенко О.А. Общие основы педагогики: учебно-методическое пособие / О. А. Андриенко; под редакцией А. Ю. Швацкого. – 2-е изд., стер. – Москва: ФЛИНТА, 2020. – 89 с.
2. Бермус А.Г. Теоретическая педагогика: учебное пособие для вузов / А. Г. Бермус. – 2-е изд. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 159 с.
3. Голованова Н. Ф. Педагогика: учебник и практикум для вузов / Н. Ф. Голованова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 377 с.
4. Гуревич П.С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2019. – 430 с.
5. Дрозд К.В. Актуальные вопросы педагогики и образования. Учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2019. – 266 с.
6. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебник для СПО. – М.: Юрайт, 2019. – 178 с.
7. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник для вузов / Г.М. Коджаспирова. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 711 с.
8. Милорадова Н.Г. Педагогика: учебное пособие для вузов / Н.Г. Милорадова. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 119 с.
9. Педагогика: учебник и практикум для вузов / С. В. Рослякова, Т. Г. Пташко, Н.А. Соколова; под научной редакцией Р.С. Димухаметова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 219 с.
10. Педагогика в 2 т. Том 1. Общие основы педагогики. Теория обучения: учебник и практикум для вузов / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова, О.С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк; под редакцией М. И. Рожкова. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 402с.
11. Педагогика в 2 т. Том 2. Теория и методика воспитания: учебник и практикум для вузов / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова, О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк; под редакцией М.И. Рожкова. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 252 с.
12. Подласый И.П. Педагогика в 2 т. Том 1. Теоретическая педагогика в 2 книгах. Книга 1: учебник для вузов / И.П. Подласый. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 404 с.
13. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС).
14. Физическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: учебное пособие / составитель В. И. Росляков. – Самара: СФ ГАОУ ВО МГПУ, 2018. – 160 с.