Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДНИЕ
Актуальность темы контрольной работы обусловлена высоким значением, который приобретают научные знания в современном обществе, особенно в свете последних событий на мировой политической арене.
Санкции, которые были наложены на Российскую Федерацию США и другими странами сделали проблему проведения и финансирования научных изысканий не только как никогда актуальной, но и в некоторых областях экономики жизненно необходимой.
Разрыв экономических связей из-за санкций привел к необходимости заполнения освободившихся ниш в фармакологии, высокотехнологических областях экономики и др.
Все это приводит к необходимости заполнения пробелов, которое влечет за собой необходимость проведения соответствующих научных исследований, а также достойное финансирование.
В последние годы финансирование науки даже в относительных цифрах отставало от бюджета науки развитых стран (порядка 1,1% ВВП). А в реальных цифрах, учитывая, что ВВП России по сравнению с размером ВВП развитых стран очень небольшой, то ситуация выглядит прямо сказать весьма печально.
Цель контрольной работы заключается в рассмотрении финансирования научных исследований в РФ и развитых странах мира.
Задачи контрольной работы:
- рассмотреть финансирование научных исследований в России, сравнить его с показателями развитых стран;
- проанализировать особенности финансирования науки в Великобритании.
1. ФИНАНСИРОВАНИЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В РФ
На фоне планируемого роста валового внутреннего продукта (ВВП) и общих расходов федерального бюджета финансирование гражданских исследований будет снижаться. Согласно оценкам Минфина России, в текущем году оно должно составить 635 миллиардов рублей. Что касается трех последующих, то планируется на 2022 год выделить 586 миллиардов рублей, на 2023-й - 615 миллиардов, на 2024-й - 599 миллиардов рублей. Как можно видеть, бюджетное финансирование гражданской науки по сравнению с 2021 годом уменьшится как в абсолютном выражении, так и в отношении к ВВП.
Следует напомнить, что в 2020 году внутренние затраты на исследования и разработки в России составили 1,1% ВВП. Сложно ожидать их роста в ближайшие годы. Для сравнения: в странах Организации экономического сотрудничества и развития эта цифра в среднем 2,47% ВВП, в том числе в США - 3,07%, Германии - 3,18%, Японии - 3,24%, Южной Корее - 4,64%.
В 2021 г. ассигнования на гражданскую науку из средств федерального бюджета достигли в России 626,6 млрд. руб. За 2010–2021 гг. их абсолютная величина выросла на 19,3% (в постоянных ценах), а доля в расходах федерального бюджета — с 2,35 до 2,53%. Максимального значения этот показатель достигал в 2013 г. — 3,19%. В 2022–2024 гг. планируется выделять на гражданскую науку около 600 млрд. руб. ежегодно (в действующих ценах), что составит примерно 2,8% расходов федерального бюджета.
Почти две трети ассигнований на гражданскую науку (64,1% в 2021 г.) направлены на поддержку прикладных научных исследований, остальные 35,9% — фундаментальных. Основным приоритетом прикладной науки, финансируемой из бюджетных средств, является развитие национальной экономики: на такие исследования приходится 45,6% ассигнований. Также традиционно заметны в структуре ассигнований прикладные исследования, нацеленные на решение общегосударственных вопросов (8,2%) и развитие здравоохранения (7,2%).
В 2021 г. по сравнению с предыдущим годом объем ассигнований на гражданскую науку из средств федерального бюджета снизился на 2,1% (в постоянных ценах), по прикладным научным исследованиям — лишь на 0,5%, а по фундаментальным — на 4,9%. Наибольший рост за истекший год отмечается в части поддержки исследований в области социальной политики (+49,8%) и жилищно-коммунального хозяйства (+15,6%). В 2020 г. именно в этих областях наблюдалось значительное сокращение финансирования. В сфере здравоохранения, напротив, существенный рост ассигнований в 2020 г. (+52,2%), связанный с пандемией COVID-19, в 2021 г. сменился снижением (-26,9%).
По объему ассигнований на исследования и разработки гражданского назначения из средств государственного (федерального) бюджета Россия замыкает пятерку лидеров среди государств, соответствующие данные по которым представлены в базах данных ОЭСР.