Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Финансовые отношения по своей сути объективны, то есть являются элементом основы общества. В то же время они не являются готовым обществом, а организованы надстройкой общества (государством).
Стратегия и тактика, разработанные государством для организации форм финансовых отношений, направленных на успешное выполнение собственных функций, составляют его финансовую политику, которая является начальным и основным этапом финансового управления.
Для того чтобы понять, какую сферу финансовой политики государства необходимо учитывать в работе, обратимся к определению финансовой математики.
Таким образом, финансовая математика-это область знаний, предметом которой является количественный анализ условий и результатов финансово-кредитных операций, инвестиционных проектов, коммерческих сделок.
1.Понятие государственного кредита
Государственный кредит играет особую роль в экономике современных промышленно развитых стран. Из необычного источника дохода он давно превратился в обычный и регулярный источник пополнения централизованных государственных фондов. В качестве источника финансирования различных государственных программ государственные займы стали альтернативой налогообложению и в этом качестве являются одним из основных инструментов экономической и финансовой политики правительства.
Активизация политики государственного заимствования неизбежно приводит к увеличению государственного долга. Растущее значение государственного кредита в государственных финансах промышленно развитых стран объясняет то значение, которое придается правовому регулированию этого сектора государственных финансов, в частности правовому режиму государственного долга, правилам выпуска и обращения государственных ценных бумаг.
Необходимость устранения возникающего в результате финансового дисбаланса обусловливает использование государством временно имеющихся средств. В качестве потенциально важного источника мобилизации дополнительных доходов в государственный и муниципальный бюджеты выступают кредитные ресурсы из внешних или внутренних источников. Следовательно, государственный кредит является важным инструментом финансовой и правовой политики.
Кредит можно рассматривать в двух аспектах: экономическом и правовом.
Как экономическая категория кредит является важнейшим элементом финансов и представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих в результате получения государством или размещения государством денежных средств, а также отношений, связанных с предоставлением государственных гарантий.
Функционирование финансовых отношений, складывающихся в сфере кредитной деятельности государства, объективно требует универсального регулятора, которым является право. Общественные отношения, связанные с движением кредитных ресурсов, затрагивают интересы не только государства, но и частных субъектов, являющихся контрагентами органов государственной власти.
Специфика государственных кредитных отношений обусловливает, как правило, наличие императивных и государственных методов регулирования, но допускаются и диспозитивные подходы. Следовательно, правовые нормы, регулирующие кредитные общественные отношения, содержатся в различных отраслях права и представляют собой единый правовой институт.
Ведущее место в правовом регулировании публичных кредитных отношений занимают нормы финансового права. Финансовое и правовое регулирование государственных кредитных отношений постоянно меняется в связи со сложностью и политическим обострением процессов заимствования средств для государственных нужд, а также временного предоставления государственных средств другим лицам. Основной задачей механизма финансово-правового регулирования кредитных отношений является создание оптимального правового режима отношений с участием государства по использованию временно свободных средств.
Таким образом, государственный кредит как финансово-правовая категория представляет собой совокупность норм финансового права, регулирующих общественные отношения, возникающие в результате получения государством или размещения государством денежных средств, а также предоставления государственных гарантий.
С юридической точки зрения государственный кредит-это независимый элемент финансовой компетенции государства, реализуемый за счет привлеченных средств и на свой страх и риск и заключающийся в их размещении на условиях, определенных законом.
Следует отметить, что государственный кредит практически во всех учебниках финансового права описывается как отношения, в которых государство выступает в качестве заемщика или кредитора. В первом случае это так называемый "активный" кредит, а во втором - "пассивный" кредит.
Однако в Бюджетном кодексе РФ (Глава 15) термин "государственный кредит" впервые применяется только к отношениям, в которых государство выступает в качестве кредитора (и только к иностранным государствам). В тех же случаях, когда государство выступает заемщиком временно свободных денежных средств юридических и физических лиц и иностранных государств, субъектов международного права и т. д., В кодексе говорится об отношениях "по государственному займу", "долговых обязательствах" и т. д.
Такой подход законодателя к изменению теории государственного кредита не является аргументированным, хотя и "ломает" устоявшуюся и давно признанную мировыми экономическими и финансово-правовыми науками парадигму в этом вопросе.
В финансово-правовой науке на сегодняшний день