Фрагмент для ознакомления
1
1.1. Анализ причины изменения предмета психологии от древности до наших дней. 3
1.2. Характеристика психологических направлений: бихевиоризма, гештальтпсихологии, психоанализа. 8
2.1. Содержание основных функций психики. 10
2.2. Основные формы проявления психики (таблица). 11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 12
Фрагмент для ознакомления
2
1.1.Анализ причины изменения предмета психологии от древности до наших дней.
Первый этап заключался во всеобщем одушевлении природы. Еще первобытные люди старались найти объяснения всем непонятным явлениям в человеческой жизни наличием особой субстанции — души. В те времена считалось, что душа находится во всем — люди, животные, растения, явления природы. Подобное одушевление природы называется анимизмом. [6] Душа рассматривалась в качестве независимой сущности, которая отделена от тела и способна управлять всеми живыми и неживыми предметами. [3]
Второй этап связан с работами древнегреческих философов и развитием психологии как науки о душе. По мнению Демокрита, душа — частица природы и подчиняется ее законам. Гиппократ полагал, что темперамент человека связан с превалированием в его теле определённого вида жидкости, в связи с чем было сформулировано учение о темпераментах.
С точки зрения представителя идеалистической философии Платона, душа нематериальна и бессмертна. Он считал, что она состоит из трех частей: вожделения (находится в животе), мужества (в сердце) и разума (в голове). У каждого человека преобладает своя часть в зависимости от его индивидуальности и социального происхождения.
Аристотелем же была выдвинута идея о неразделимости души и тела.
На третьем этапе развития психология рассматривается как наука о Божественной и бессмертной душе. Данный этап совпадает с эпохой Возрождения – период, в котором во всех науках доминировала христианская церковь. Эту эпоху можно считать периодом застоя в психологии. [6]
Серьезный шаг в развитии сделали естественные, биологические и медицинские науки, возродились и преобразовались различные виды искусств. Ведущую роль среди точных наук, оказавших сильное влияние на развитие многих областей знаний, заняла в это время механика.
Посредством влияния механики в психологии утвердился новый взгляд на источники и механизмы поведения человека, возникли биомеханика и способ объяснения поведения человека, которому не требовалось обращение к внутренним, психическим, феноменам типа сознания, воли, разума, души. [3]
Душа считалась некой бестелесной субстанцией, которую Бог при рождении вкладывает в тело человека, а после его смерти забирает обратно. Тело объявлялось смертным, а душа — бессмертной. Христианская церковь подчеркивала противоречие «Божественной души» и «греховного тела», что провоцировало развитие психосоматических заболеваний.
На четвертом этапе психология рассматривается как наука о сознании. Рене Декартом было введено понятие рефлекса — ответной реакции организма на раздражение. В это период времени происходит возврат к дуализму, поскольку не все можно было объяснить рефлексами, в связи с чем объяснялось деятельностью души. Некоторые ученые вообще отказались от концепции души, предпринимая попытки свести все виды деятельности человека к механическим движением. [6]
В XVIII в. на свет появляются два учения, надолго предопределившие развитие психологии как науки:
- эмпиризм - учение о внутреннем опыте и законах его приобретения человеком, о приоритете опыта над разумом;
- сенсуализм - учение о доминировании чувственного познания над рациональным.
Оба философских учения отрицали существование врожденных и неизменных идей, доказывали их опытное происхождение и возможность развития.
Выдающийся русский естествоиспытатель Иван Михайлович Сеченов предпринял попытку объяснить многие психические явления с позиций рефлекторной теории. Им был открыт феномен «центрального торможения» в нервной системе и предположено наличие рефлексов, возникающих изнутри человеческого организма.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А. В. Петровского. — Москва: Издательский центр «Академия», 1996. - 496 с.
2.Ложкина Л.И., Шелыгин К.В. Общая психология и психопатология: учебное пособие / Л.И. Ложкина, К.В. Шелыгин. – Архангельск: Изд-во Северного государственного медицинского университета, 2016. – 126 с.
3.Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.
4.Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. А.В. Петровского. 2-е изд., доп. и перераб. М., 1976. 479 с.
5.Психология: Учебник для педагогических вузов / Под ред. П86 Б.А. Сосновского. — М.: Высшее образование, 2008. — 660 с.
6.Щербатых Ю. В. Общая психология / Ю. В. Щербатых. - Москва [и др.] : Питер, 2010. - 272 с.