Фрагмент для ознакомления
2
В процессе разработки тура туроператор взаимодействует с такими объектами внешней среды, как потребители (рынки по¬требления), конкурен-ты (рынок предложения), партнеры и поставщики.
Потребители —основной объект в процессе планирования и формиро-вания тура. Туристское предприятия ориентируется на изучение потребите-лей с целью формирования идеи, замысла и непосредственно разработки ту-ра. Изучение потребителей охватывает выявление их предпочтений, вкусов, возможностей в проведении туристского отдыха, покупательной способности, размеров рынка и состояния спроса на нем, а также других факторов и ха-рактеристик, определяющих поведение потребителя по отношению к туру. Изучение потребителей проводится на ос¬нове комплекса маркетинговых ис-следований.
Конкуренты— важный предмет исследования и прогнозирования. Изу-чение их при разработке тура предполагает маркетинговые исследования рынка предложения, собственно конкуренции на рынке, анализ ближайших конкурентов и конкурирующих ту¬ров. На этой основе туроператор разраба-тывает замысел и реаль¬ное воплощение тура с целью заложить в него конку-рентные преимущества, сделать его более привлекательным для потребите¬ля, а также предусмотреть меры по противодействию конкуренции на выбран-ном рынке. Туроператор может также избрать такой продукт или потреби-тельский сегмент рынка, которому нет кон¬куренции или на котором конку-ренция минимальная.
Партнеры и поставщики— одно из основных направлений взаимодей-ствия туристского предприятия. С одной стороны, туроператор проводит изучение, поиск и выбор партнеров и по¬ставщиков для разработки (сбыта) конкурентоспособного тура, максимально отвечающего потребностям потре-бителей, с дру¬гой — организовывает с ними выгодное сотрудничество. Сле-дует уточнить, что под партнерами понимаются иные туристские предприя-тия — как отечественные, так и зарубежные, участвую¬щие в полном или ча-стичном формировании (сбыте) туристского продукта туроператора. По-ставщики — производители первичных (базовых) услуг туристского харак-тера, включаемых в тур. К ним относятся гостиницы, предприятия питания, транспорт¬ные, страховые, финансовые компании и т.п., чьи услуги могут быть включены в состав тура в качестве основных или дополнительных.
К внешней среде также относятся правительственные и иные государ-ственные учреждения и организации, общественные и профессиональные объединения, представительства иностранных го¬сударств, союзы и иные объ-единения потребителей.
Часто считают, что туристское предприятие не в состоянии воздейство-вать на внешнюю среду, что данная связь носит исключительно однонаправ-ленный характер, и что туристское предприятие должно лишь учитывать влияние внешней среды на свою деятельность. Однако это не совсем верно, так как обратное воздействие крайне важно и заключается в формировании методами
и приемами паблик рилейшнз благоприятного отношения со стороны внеш-ней среды к деятельности туристского предприятия, что во многом позволяет организовать его четкую работу и снизить угрозы со стороны внешней сре-ды.
Последовательность формирования туров регламентирует ГОСТ Р 50681—94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектиро¬вание ту-ристской услуги».
Основой для разработки тура является его краткое описание, т.е. набор требований, выявленных в результате исследования рынка, согласованных с заказчиком и учитывающих возможности исполнителя.
Проектирование тура предполагает следующие этапы:
• установление нормируемых характеристик тура;
• установление технологии процесса обслуживания туристов;
• разработка технологической документации;
• определение методов контроля качества;
• анализ проекта.
Проект должен содержать конкретные требования по обеспе¬чению без-опасности тура, минимизации рисков для туристов и их имущества, обслужи-вающего персонала и окружающей среды.
Документация, конкретизирующая требования к процессу обслужива-ния туристов, должна включать:
• описание процессов, форм и методов обслуживания тури¬стов;
• значение характеристик процесса обслуживания туристов;
• количество персонала и уровень его профессиональной подготов-ки;
• договорное обеспечение туров.