Фрагмент для ознакомления
2
Общество в век информационных технологий диктует свои требования к современному человеку: создание собственного образа действия, организацию самообразовательного пространства, необходимого для проявления внутренней сущности, глубинных механизмов реализации возможностей и потребностей индивида. Большие возможности в этом плане открывает проектная деятельность, направленная на духовное и профессиональное становление личности через организацию активных способов действий. Проектная деятельность, как процесс создания и реализации проекта, предполагает наличие таких видов деятельности, как: целеполагание, инициативность, оригинальность в решении познавательных вопросов, неординарность подходов, интенсивность умственного труда, исследовательский опыт, которые ежедневно необходимы современному человеку для решения профессиональных и жизненных задач.
Цель данной работы: на основе изученных данных разработать собственный мини научно-исследовательский проект «Система мероприятий по реконструкции электросетевого хозяйства Тюменской области».
Задачи:
1. Изучить историю происхождения проектной, исследовательской деятельной;
2. Изучить деятельность Джон Дьюи как основоположника проектной деятельности;
3. Изучить материалы и охарактеризовать проект «Комплексная платформа энергосбережения «ТОПАЗ»;
4. Описать идею личного проекта «Система мероприятий по реконструкции электросетевого хозяйства Тюменской области».
1. История происхождения проектной, исследовательской деятельной
Проектная и исследовательская виды деятельности не являются новым понятиями в мировой практике. Они мотивирует обучающихся на развитие творческих способностей, самостоятельную работу, поиск информации и получение окончательного продукта. Предпосылки возникновения метода проектов можно проследить, начиная с V века до нашей эры (Сократовское искусство под названием “майевтика”) [8].
1.1. Истоки проектной и исследовательской деятельности
Римской высшей школе искусств понятие проект появилось в связи с попыткой итальянских архитекторов профессионализировать свою деятельность. Учащиеся ориентировались на получение знаний в ходе самостоятельного осуществления проекта, на действительность, в ходе реальных условий, а продукт, который предусматривал применений различных знаний для получения конечного результата.
В XVI веке зарождается метод проектов. В этот период появился сам термин проект в деятельностях техников и архитекторов. Позднее ученые обратили внимание на внутренние способности и задатки ребенка. Предложили на основе этих задатков обучать и воспитывать детей. При этом процесс обучения должен происходить на самоуровне, когда ученик, выполняя задания, познает мир, и этим он осуществляет процесс самовоспитания и саморазвития на практике.
В XVIII веке в Европе метод проектов получил распространение в высших технических и промышленных школах Франции, Германии, Австрии и Швейцарии.
В середине XIX века в США в технических вузах инженеры начали рассматривать проект как инструмент приобретения знаний и навыков на практической деятельности [2].
1.2. Проектная деятельность в зарубежном опыте
В современном понимании метод проектов, тесно связанный с исследовательской деятельностью, появился в США и основывался на теоретических концепциях прагматической педагогики, провозгласившей принцип обучение посредством делания (Дж. Дьюи, Х. Килпатрик, Э. Коллингс). Идея научной школы заключалась в том, чтобы выполняемая ребёнком учебная деятельность строилась по принципу: всё из жизни, всё для жизни. Ребёнок будет учиться с увлечением тогда, когда занятие интересует его лично, когда содержание учения исходит из реальной детской жизни, а результат такой деятельности можно обязательно применить
Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести [5].
1.3. Проектная деятельность в российском опыте
Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания [9].
Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно. В 1931 году универсализация метода проектов была осуждена
Фрагмент для ознакомления
3
1. Распоряжение Губернатора Тюменской области от 30.04.2020 № 37-р "Об утверждении схемы и программы развития электроэнергетики Тюменской области на 2021 – 2025 годы"//Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов, официальный сайт: – 2023. URL: https://docs.cntd.ru/document/570770250?ysclid=ld778ltvwt308401494
2. Александров Г. Ф. История западноевропейской философии: Учеб. для ун-тов и гуманит. фак. вузов / Ин-т философии. — 2-е изд., доп. — М.; Л.: АН СССР, 1946. — 513 с.
3. Джуринский, А.Н. История педагогики: учеб. пособие для студентов пед. вузов / А.Н. Джуринский. – Москва: ГИЦ «ВЛАДОС», 1999. – 431 с.
4. Дьюи Д. Демократия и образование. — М.: Педагогика-Пресс, 2000. — 383 с.
5. Дьюи Дж., Дьюи Э. Школы будущего / Дж. Дьюи, Э. Дьюи. – Берлин: Госуд. Изд-во. РСФСР, 1922. – 178 с.
6. Презентация проекта «Комплексная платформа энергоснабжения «ТОПАЗ»//Энерджинет: официальный сайт. – 2023. – URL: https://energynet.ru/
7. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.-3-е изд., испр. И доп.-М.: АРКТИ, 2006.-80с.
8. Солопова M. A. Майевтика // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. 2-е изд., испр. и допол. М.: Мысль, 2010.
9. Шацкий С.Т. Наше педагогическое течение // Шацкий С.Т. Педагогические сочинения: В 4 т. — М.: Просвещение, 1962-1965. — Т.2.
10. Руководство по выполнению исследовательских работ студентов учебно-методическое пособие / А. М. Панькова ; Уральский государственный педагогический университет. – 2-е изд., испр. и доп. – Электрон. дан. – Екатеринбург : [б. и.], 2020. – 1 CD-ROM. – Текст : электронный.