Фрагмент для ознакомления
2
Теоретическое задание
1. Роль Международной организации труда (МОТ) в разработке программы занятости
Обеспечение полной занятости, предупреждение и сокращение безработицы, помощь безработным остаются важнейшими задачами МОТ. Предупреждение безработицы было включено в компетенцию МОТ еще при ее основании. В Филадельфийской декларации было признано торжественное обязательство МОТ способствовать принятию всеми странами программ, имеющих целью достижение полной занятости и повышение жизненного уровня [2].
Среди норм МОТ о занятости можно отметить следующие:
Конвенция № 122 — о политике в области занятости, которая предусматривает активное содействие полной, продуктивной и свободной занятости;
Конвенция № 142 — о развитии людских ресурсов, связывающая развитие людских ресурсов с занятостью;
Конвенция № 158 и соответствующая ей Рекомендация — о прекращении трудовых отношений, которые предусматривают защиту трудящихся от увольнения без основательных причин, обеспечение защиты доходов в случае потери работы и установление процедур, которыми надлежит руководствоваться в случае образования излишка рабочей силы;
Рекомендация № 169 — о политике в области занятости, где наиболее полно из всех нормативных документов МОТ рассмотрены проблемы занятости и возможные пути их решения;
Конвенция № 168 и соответствующая ей Рекомендация № 176 — о содействии занятости и защите от безработицы, наряду с вопросами содействия продуктивной занятости, подробно рассматривают вопросы пособий по безработице и иной материально помощи безработным и членам их семей;
Конвенция № 173 и соответствующая ей Рекомендация № 180 — о защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предприятия, определяющие права трудящихся по выплате заработной платы, оплате сверхурочных работ, отпуска, выходного пособия и других выплат в случае закрытия, самоликвидации или прекращения деятельности предприятия.
МОТ своим авторитетом подтвердила, что понятие «полная занятость» не означает устранения безработицы вообще, а предполагает лишь поддержание ее на уровне, обеспечивающем нормальное функционирование рыночной экономики. В положениях МОТ говорится о «допустимом» уровне безработицы, совместимом с полной занятостью.
Важным этапом в деятельности МОТ по вопросам занятости и безработицы были разработка и провозглашение Всемирной программы занятости (1969). Она стала отправным пунктом усилий Организации в оказании помощи в борьбе с безработицей и неполной занятостью.
Программа предусматривала, что за содействие более высокому уроню продуктивной занятости в каждой стране отвечает не только правительство этой страны, но и все члены МОТ (правительства, трудящиеся, предприниматели), что не только внутренняя социальная и экономическая политика, но также политика в области международной торговли, помощи и инвестиций должна будет рассматриваться, помимо других критериев, в свете ее влияния на занятость [1].
Значительные усилия МОТ направляются на выполнение программ общественных работ. Они включают в себя различные трудоемкие проекты, предназначенные в основном для развивающихся стран.
Всемирная программа занятости предусматривает рост знаний о взаимосвязи между политикой в области труда, занятости и людских ресурсов, с одной стороны, и демографическими факторами — фертильностью, смертностью и миграцией — с другой.
Сокращение безработицы и достижение полной занятости требуют проведения активной политики на рынке труда, суть которой — не только в материальной помощи безработным, но и в увеличении занятости на основе осуществления системы различных мер.
2. Статус безработного и особенности его определения в различных странах
Для более детального изучения статуса безработного необходимо обратиться к правовому регулированию в западных странах. Исследование, проведенное в 10 странах Европейского Союза, выявило, что в 7 из них пособия носят дестимулирующий характер (значительный в США, Канаде и Великобритании и менее значительный во Франции, Бельгии и Германии) [7, с. 85].
Размеры пособий по безработице исчисляются в этих странах либо в процентах от заработной платы, либо в твердых размерах. Однако, в каждой стране существует ряд особенностей присвоения статуса безработного и вытекающих из этого последствий.
Таблица 1 – Сравнительный анализ статуса безработного в США, Франции, Германии
Фрагмент для ознакомления
3
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (дата обращения 09.02.2022)
2. Декларация Международной организации труда "Об основополагающих принципах и правах в сфере труда" (принята в г. Женева 18.06.1998)
3. Богданова Н. Все о правах работника и обязанностях работодателя. АСТ, Омега-Л, 2018. 192 с.
4. Бекяшев, Д. К. Международная организация труда: столетие и перспективы / Д. К. Бекяшев, В. Г. Микрина // Моск. журн. междунар. права. – 2019. – № 3. – С. 68–80.
5. Бычин, В.Б. Организация и нормирование труда: Учебное пособие / В.Б. Бычин, С.В. Малинин, Е.В. Шубенкова. - М.: Инфра-М, 2018. - 111 c.
6. Нестеров В.И. Показатели эффективности деятельности как основа для внедрения новой системы оплаты труда//Заработная плата. Расчеты. Учет. Налоги. -№10 (153) -2019. -с. 69-73.
7. Семерикова, Е. В. Безработица в Западной и Восточной Германии: пространственный анализ панельных данных: моногр. / Е.В. Семерикова. - М.: Синергия, 2018. - 285 c.
8. Уварова А.С. Эффективная система оплаты труда как фактор мотивации сотрудников / Социосфера. 2017. № 2. С. 280-282.