Фрагмент для ознакомления
2
Задание №1: Тест
Понятие отрасли базируется на следующих основных призна-ках:
а) общность производимой продукции;
б) однородность технической базы производства и технологиче-ских процессов;
в) специфичность профессионального состава кадров;
1. К определяющим элементам стратегии предприятия относятся:
а) решения о размещении ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация, создание устойчивого конкурентного пре-имущества;
б) ситуационность, уникальность, гибкая адекватность стратегии;;
в) правила, процедуры;
2. В настоящее время выделяются два направления развития стратегического менеджмента:
а) регулярный стратегический менеджмент и стратегический ме-неджмент в реальном масштабе времени;
б) стратегическое планирование и стратегический менеджмент;
в) долгосрочное планирование и стратегический менеджмент;
3. К принципам стратегического менеджмента относится:
а) научность в сочетании с элементами искусства;
б) целенаправленность и гибкость;
в) оба утверждения верны.
4. Стратегическая единица бизнеса – это:
а) совокупность потребителей, характеризующаяся однотипной реакцией на предлагаемый продукт и комплекс маркетинга;
б) совокупность бизнес-единиц, принадлежащая одному и тому же владельцу;
в) характеризуется определенным видом спроса и определенной технологией.
5. Корпоративная стратегия – это:
а) стратегия, которая описывает общее направление роста пред-приятия, формирование корпоративного портфеля;
б) стратегия обеспечения долгосрочных конкурентных преиму-ществ стратегических единиц бизнеса предприятия;
в) оперативная стратегия предприятия.
6. Конкурентная стратегия – это:
а) стратегия, которая описывает общее направление роста пред-приятия, формирование корпоративного портфеля;
б) стратегия обеспечения долгосрочных конкурентных преиму-ществ стратегических единиц бизнеса предприятия;
в) стратегия, разрабатываемая функциональными отделами и службами предприятия;
7. К функциональным стратегиям предприятия относятся:
а) портфельная стратегия и стратегия роста;
б) стратегия дифференциации и фокусирования;
в) производственная стратегия, маркетинговая стратегия, страте-гия научно-технического развития, финансовая стратегия, стратегия управления.
8. Миссия предприятия – это:
а) философия предприятия, его предназначение, смысл существо-вания;
б) желаемое состояние предприятия или результат его деятельно-сти, достижимый в пределах некоторого интервала времени;
в) план долгосрочных действий предприятия по достижению кон-кретных долгосрочных целей.
9. Цель предприятия – это:
а) философия предприятия, его предназначение, смысл существо-вания;
б) желаемое состояние предприятия (либо его отдельных подси-стем) или результат его деятельности, достижимый в пределах некоторо-го интервала времени;
в) план долгосрочных действий предприятия по достижению кон-кретных долгосрочных целей;
10. Цель предприятия «стабильный рост»:
а) предполагает, что предприятие должно развиваться быстрее от-расли;
б) предполагает, что при ее достижении предприятие развивается примерно таким же темпом, как и отрасль в целом;
в) оба утверждения верны вышеперечисленное.
11. Стратегическая проблема предприятия – это
а) несоответствие текущего состояния управляемой подсистемы предприятия поставленным управляющей подсистемой целям;
б) слабая сторона в деятельности предприятия;
в) конкурентный недостаток предприятия.
12. Внешняя среда предприятия включает:
а) макросреду и микросреду предприятия;
б) инфраструктуру предприятия;
в) производственную систему предприятия.
13. Анализ микросреды предприятия – это:
а) анализ дальней окружающей среды или среды косвенного воз-действия;
б) анализ ближней окружающей среды или среды прямого воздей-ствия;
в) анализ срезов внутренней среды предприятия;
14. К компонентам анализа макросреды предприятия отно-сятся:
а) анализ природных, демографических, экономических, полити-ко-правовых, социально-культурных, научно-технических факторов;
б) анализ производственного, кадрового, финансового, организа-ционного, маркетингового срезов предприятия;
в) анализ финансовых кругов, средств массовой информации, гражданских групп действия, местных организаций и окрестных жите-лей.
15. Анализ экономических факторов внешней среды вклю-чает:
а) анализ показателей финансово-кредитной системы;
б) анализ покупательной способности населения;
в) анализ системы налогообложения;
г) все вышеперечисленное
16. SWOT-анализ является:
а) комплексным методом совместного изучения внутренней и внешней среды предприятия;
б) методом конкурентного анализа отрасли;
в) методом составления профиля среды предприятия;
17. PEST-анализ включает:
а) анализ экономических, политико-правовых, социокультурных, технологических факторов;
б) анализ сильных и слабых сторон предприятия, возможностей и угроз внешней среды;
в) анализ стратегического потенциала предприятия;
18. Основные направления отраслевого анализа включают:
а) анализ конкурентной структуры отрасли; оценку интенсивности конкуренции и степени монополизации отраслевого рынка;
б) общий обзор ситуации в отрасли; анализ движущих сил, вызы-вающих изменения в отрасли; выявление ключевых факторов успеха от-расли;
в) анализ способности поставщиков отрасли торговаться
19. К направлениям конкурентного анализа относится:
а) анализ конкурентной структуры отрасли;
б) оценка интенсивности конкуренции и степени монополизации отраслевого рынка;
в) все вышеперечисленное.
20. Для оценки степени монополизации отраслевого рынка используются следующие показатели:
а) коэффициент рыночной концентрации CR и индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI);
б) коэффициент энтропии;
в) все вышеперечисленное.
21. Коэффициент концентрации отраслевого рынка:
а) определяется отношением реализации (поставки) продукции определенным числом крупнейших продавцов к общему объему реали-зации (поставки) за соответствующий период;
б) характеризует равномерность распределения рыночных долей фирм-операторов анализируемого рынка;
в) характеризует соотношение числа лидеров рынка и контроли-руемой ими доли рынка;
22. Коэффициент относительной концентрации:
а) характеризует равномерность распределения рыночных долей фирм-операторов анализируемого рынка;
б) характеризует соотношение числа лидеров рынка и контроли-руемой ими доли рынка;
в) представляет собой среднюю долю предприятий, действующих на рынке, взвешенную по натуральному логарифму обратной ей вели-чины.
23. Коэффициент энтропии:
а) определяется отношением реализации (поставки) продукции определенным числом крупнейших продавцов к общему объему реали-зации (поставки) за соответствующий период;
б) характеризует равномерность распределения рыночных долей фирм-операторов анализируемого рынка;
в) представляет собой среднюю долю предприятий, действующих на рынке, взвешенную по натуральному логарифму обратной ей вели-чины.
24. Пороговое значение индекса Херфиндаля-Хиршмана при оценке степени монополизации рынка составляет:
а) 0,75;
б) 0,30;
в) 0,18.
26. Стратегия диверсифицированного роста:
а) предусматривает рост по отношению к производственной це-почке или относительно основной деятельности предприятия;
б) предусматривает рост по отношению к базовому рынку;
в) основана на возможностях предприятия за пределами основной деятельности.
27. К типам стратегии сокращения относятся:
а) ликвидация и продажа бизнеса;
б) сокращение и переориентация и дезинтеграция;
в) оба утверждения верны.
28. Эта матрица стратегического анализа предусматривает выделение таких стратегических позиций бизнеса, как «звез-да», «дойная корова», «собака», «трудный ребенок». Речь идет о:
а) матрице «Бостон консалтинг групп»;
б) матрице «Мак-Кинси»;
в) матрице И. Ансоффа «товар-рынок».
29. Конкурентные ПРЕИМУЩЕСТВА – это подверженные временной динамике внутренние характеристики (в том числе ди-намические способности) объекта (субъекта) или факторы внешней среды, обеспечивающие ему превосходство над конкурентами на конкретном рынке в рассматриваемый период времени.
30. Конкурентная стратегия «дифференциации» базируется на:
а) конкурентных преимуществах низкого порядка;
б) конкурентных преимуществах высокого порядка;
в) конкурентных преимуществах как низкого, так и высокого по-рядка.
31. «Оборонительная» стратегия относится к числу страте-гий:
а) лидера рынка;
б) «бросающего вызов»;
в) специалиста («нишера»).
32. Маркетинговая стратегия предприятия относится к:
а) корпоративным стратегиям;
б) конкурентным стратегиям;
в) функциональным стратегиям.
33. Товарная стратегия представляет собой процесс разра-ботки ряда существенных модификаций товара, которые де-лают его отличным от товаров-конкурентов. Речь идет только о:
а) стратегии инновации товара;
б) стратегии вариации товара и элиминации товара;
в) всех трех стратегиях.
34. Стратегические альтернативы это:
а) набор вариантов стратегического развития предприятия;
б) организация процесса разработки стратегии;
в) моделирование идеи.
35. Риски, которые включают потери доходности предприя-тия относятся к:
а) финансовым рискам;
б) экономическим рискам;
в) коммерческим рискам.
36. Процесс реализации стратегии предприятия включает:
а) три фазы;
б) четыре фазы;
в) пять фаз.
Задание №3: Решение задачи
3.1. Общее описание деятельности предприятия
ООО «Нестле Россия» является одним из крупнейших производи-телей продуктов питания в России и Евразии.
В «Нестле» в регионе Россия и Евразия работают порядка 8 тысяч сотрудников. Компания располагает 7 производственными площадками, которые находятся на территории России, что позволяет «Нестле» про-изводить более 90% продукции локально. Регион Евразия в географии «Нестле» включает такие страны, как Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Монголия, Таджикистан, Туркмени-стан, Узбекистан.
Деятельность компании осуществляется в рамках концепции кор-поративной социальной ответственности «Создание общих ценностей», что предполагает создание ценностей не только для акционеров, но и для общества в целом.
3.2. Анализ внешней среды предприятия
3.2.1. Анализ внешней макросреды предприятия
В данном пункте контрольной работы рассматриваются основные факторы макросреды, которые могут оказать положительное или отри-цательное влияние на развитие предприятия . Внешняя среда рассмат-ривается с учётом особенностей района, в котором действует предприя-тие или планируется развивать его деятельность. При этом определяют-ся факторы, угрожающие деятельности предприятия, и факторы, рас-ширяющие возможности предприятия.
В результате анализа макросреды составляется перечень угроз и возможностей (см. таблица 3.1), которые могут повлиять на деятель-ность предприятия (см. Приложение 1).
Возможности – это благоприятные обстоятельства, которые пред-приятие может использовать для создания и развития конкурентных преимуществ.
Угрозы – это неблагоприятные факторы внешней среды, которые могут оказать негативное воздействие на положение предприятия.
Третий источник конкурентного давления в отрасли (территории) – появление товаров – заменителей (субститутов).
Товары – заменители выполняют те же функции (удовлетворяют те же потребности), что и товары – прямые конкуренты. Товары – субсти-туты предназначены для тех же покупателей, но отличаются от товаров – прямых конкурентов:
технологией производства, например, электронная почта, мо-бильная связь и пр.;
способом удовлетворения потребности, например, различные виды транспорта.
Товары – заменители представляют постоянную угрозу, поскольку субститут ограничивает цены и прибыльность, предприятий выпускаю-щих базовую продукцию. Появление товаров (услуг) – заменителей мо-жет существенно сократить рыночные доли действующих предприятий и ограничить потенциал их роста.
Оценка уровня угрозы от появления товаров (услуг) – заменителей производится в том же порядке, что и угрозы появления новых конку-рентов. Экспертная оценка производится студентом самостоятельно по пятибалльной шкале:
0 – вероятность появления товаров (услуг) – заменителей прак-тически отсутствует;
5 – очень высокая вероятность появления товаров (услуг) - за-менителей.