Фрагмент для ознакомления
2
Программа психолого- педагогического изучения ученического коллектива
Общие сведения о классе.
Общая характеристика класса.
Количество учащихся, половозрастной состав класса.
Есть в классе «педагогически запущенные» (трудные) ученики, чьи потребности деформированы, а поведение неадекватно моральным нормам.
Становление коллектива класса (когда сформировался класс, были ли слияния с другими классами, есть ли новички и их статус в классе.
Классный руководитель. Сколько лет работает с классом. Как часто менялся классный руководитель.
Методы:
1. Анализ личных дел учащихся. Предварительные сведения об учащихся, о состоянии их здоровья, об успеваемости и об уровне воспитанности можно найти в личных делах.
2. Беседы с бывшим классным руководителем и с учителями класса. Ценные сведения о классе в целом и об отдельных учащихся можно получить от классного руководителя и учителей, которые работали в этом классе. В ходе беседы с классным руководителем нужно познакомиться с планом воспитательной работы за прошлый учебный год; а также расспросить о родителях учеников.
3. Беседы с родителями учащихся. Иногда педагоги до начала учебного года и в самом начале первой четверти посещают семьи отдельных учащихся. В первую очередь, это семьи тех, чьи родители входили в родительский актив класса и могут стать первыми помощниками нового классного руководителя. Во-вторых, это так называемые «неблагополучные» семьи, с которыми также важно познакомиться до начала учебного года, чтобы выяснить причины их неблагополучия и выработать стратегию и тактику работы с ними.
Характеристика учебной деятельности классного коллектива
Общий уровень интеллектуального развития учащихся класса, их познавательной и учебной активности.
Характеристика успеваемости учеников и их отношение к учебе.
Доминирующие мотивы их учебной деятельности. Внутренние (стремление узнать новое, проявлять интеллектуальную активность, самосовершенствоваться и т. д.) или внешние мотивы («мотивация благополучия» – стремление получить одобрение, хорошие оценки или «престижная мотивация» – быть в центре внимания, желание быть первым).
Наличие неуспевающих или слабоуспевающих учеников, причины их неуспеваемости.
Отношение в классе к отстающим ученикам. Влияет ли успеваемость на положение учащихся в классе.
Дисциплина и организованность учащихся на уроках. Причины нарушения дисциплины. Отношение класса к случаям нарушения дисциплины и нарушителям (обсуждается в классе).
Метод изучения успеваемости обучающихся:
1. Просмотр классного журнала за предыдущий год. Он поможет ознакомиться с успеваемостью и поведением учащихся; выяснить, систематически ли они готовились к занятиям («ровные» оценки или перепады – «4»–«2»); по каким предметам успевают лучше, по каким хуже; посещаемость учащимися занятий и причины пропусков; участие школьников в кружках и секциях и др.
2. Проведения тестирования знаний на материале предыдущего года.
Диагностическая методика для выявления характера и особенностей учебных интересов и склонностей учеников.
Цель: выявление характера и особенностей учебных интересов и склонностей учеников.
Проведение методики: ученикам предлагается ответить на вопросы следующей анкеты:
1. Что больше всего вас привлекает в школе?
а) общение с товарищами;
б) получение отметок;
в) общественная работа;
г) узнавание нового;
д) сам процесс учения;
е) самостоятельная работа;
ж) другое (укажите, что именно).
2. Какой учебный предмет вам кажется наиболее трудным? (Назовите его и, если можно, объясните, в чем именно заключаются трудности).
3. Какой учебный предмет вам кажется наиболее интересным? (Назовите его и укажите, в чем именно состоит Ваш интерес к этому предмету, что больше всего Вас интересует в этом предмете.)
4. Какой из учебных предметов вы считаете самым полезным для своей подготовки к жизни после окончания школы? (Назовите его и укажите, почему именно этот предмет вам наиболее полезен.)
5. Какие учебные предметы, по вашему мнению, можно было бы не изучать и почему?
6. Какие учебные предметы надо было бы, по вашему мнению, включить в обучение и почему?
Анализ содержания ответов позволяет установить характер учебно-познавательных мотивов ученика, наличие у него определенных склонностей.
Внутренняя организация коллектива класса
Наличие микрогрупп. Их виды и характер взаимодействия. Открытые микрогруппы (активно взаимодействующие с другими группами класса) и закрытые (держатся обособленно).
Распределение групповых ролей. Формальные и неформальные лидеры.
Есть ли изолированные ученики в классе. В чем причина их низкого статуса в группе (успеваемость, самооценка, моральный облик и т. д.).
Сотрудничество учеников в различных видах деятельности.
Степень инициативности, активности учащихся в организации различных форм деятельности, самоуправлении коллективом.
Диагностическая методика «Государство – это мы»
Цель: определение роли лидера в коллективе и роли изолированного человека.
Проведение методики: учащимся класса предлагается представить себе, что класс – это маленькое государство, а все ребята — представители этого государства. Для этого необходимо определить положение, место и предполагаемую должность каждого в этом государстве и свое собственное место.
Обработка результатов: с помощью данной методики ребята определяют, кто занимает роль лидера в коллективе и кому отводится место изолированного человека.
Диагностическая методика «Мой класс»
Цель: определение позиции ученика в классе, содержания эмоционально значимых занятий ученика.
Проведение методики: Вниманию учащихся предлагается листок с рисунком класса (см. рис.). На рисунке обозначены позиции, указывающие на выраженность познавательных интересов: решение задачи у доски, совместное чтение книги, вопросы, задаваемые учителю. В данном случае идентификация в отношении этой позиции будет свидетельствовать об адекватности социально-психологического и учебного статуса школьника. Ученикам предлагается найти и отметить крестиком на рисунке себя, а затем других одноклассников.
Анализ результатов:
1. Позиция «один, вдали от учителя» - эмоционально неблагополучная позиция ребенка, указывающая на трудности адаптации к пребыванию в классном коллективе.
2. Отождествление себя с детьми, стоящими в паре, вместе играющими, - доказательство благополучной социально-психологической позиции ребенка.
3. Место рядом с учителем: учитель в данном случае является значимым лицом для испытуемого, а испытуемый отождествляет себя с учеником, принимаемым учителем.
4. Игровая позиция: не соответствует учебной позиции.
Рисунок 1.
Методика «Размышляем о жизненном опыте» (адаптированная методика, автор Н.Е. Щуркова)
Цель: выявить нравственную воспитанность учащихся, их инициативности, активности.
Проведение методики: предварительно подготавливаются листы бумаги для более удобного подсчета результатов. Вопросы теста должны быть прочитаны поочередно ровным монотонным голосом, чтобы интонационная насыщенность не влияла на выбор ответа.