Фрагмент для ознакомления
2
1. Взаимосвязь социальной работы с другими науками
Социальная работа исходя из характера решения проблем занимает особое место среди остальных наук об обществе таких как: философия, политология, история, правоведение, экономика и т.д., она больше тяготеет к социологии, психологии и медицине.
Взаимосвязь теории социальной работы с другими науками основывается на традиционные методы системного подхода. Так были зафиксированы достаточно устойчивые связи социальной работы и психологии, социальной, социальной работы и экологии, социальной работы и медицины.
Стоит отметить, что в любой из сфер своей деятельности социальный работник связан с человеком, с взаимоотношениями между коллективом и личностью, социальной группой, структурами государства. Вся его деятельность непосредственно направлена на совершенствование человеческих отношений, на то, что принято называть проведением в жизнь основных идей гуманизма.
Философия является методологической основой социальной работы, поскольку она определяет общие подходы и принципы к пониманию тех или иных проблем, которые стоят перед человеком. Гуманистическое представление о человеке в качестве наибольшей ценности и высшей цели, которое было сформулировано еще античными философами, развивалось далее и в Средние века, и в Новое время и получила очень широкое распространение в современной социальной философии. Платон, Демокрит, Аристотель, М. Квинтилиан, Т. Кампанелла, Т. Мор, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Р. Оуэн, И. Песталоцци, Ф. Энгельс, К. Маркс, Дж. Дьюи, П. Наторп, Г. Плеханов, П. Сорокин, В. Ленин, Н. Бердяев и многие другие философы в настоящее время причисляются к основоположникам педагогики, психологии, экономики, права и в том числе социальной работы [8].
Перед каждым человеком встают вопросы, которые представляется возможным отнести к философским: что такое личность человека и каковы ее роль и место в общественной жизни, во всей истории? В чем смысл жизни человека? Каковы общая картина развития общества, трудности, тенденции противоречия и перспективы данного развития? Как оценивать современную эпоху в целом, духовное, социальное, экологическое состояние планеты? Как предотвратить угрозы, нависшие над человечеством? Необходимо ли защищать и отстаивать гуманистические ценности и идеалы? Каким образом? Можно ли запретить на официальном уровне аборты? Все данные философские вопросы демонстрируют, что философия и социальная работа сводятся в первую очередь к проблеме человека и его основной сущности.
Рассматривая взаимосвязь социальной работы с социологией, стоит отметить следующее: социология изучает общества, убеждения и поведение специфических групп: трудовых коллективов, семьи, детей, пенсионеров, молодежи, представителей разнообразных профессий. Знания в сфере социологии социальному работнику позволяют исследовать социальные проблемы и овладевать основными навыками анкетирования и интервьюирования. Это предполагает знание социальным работником того, как правильно разговаривать с человеком, который столкнулся с той или иной проблемой, для того чтобы помочь ему довериться, раскрыться, чтобы он почувствовал заботу и внимание к себе. Только на основании сбора соответствующей информации, а также её последующего анализа социальный работник способен наметить реальный план своих действий, направленный на оказание помощи клиенту.
Также непосредственно связана с социальной работой и психология, которая изучает психическое состояние клиентов для того чтобы понять их побудительные внутренние мотивы тех или других действий, а также выдать соответствующие рекомендации [2].
Современная психология представляет собой науку о внутреннем мире человека – помогает сделать ему жизнь осмысленнее, наиболее полно реализовать личные индивидуальные способности, целенаправленно помогать окружающим. Знания психологии представляются основой профессионального обучения социальной работе.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Григорьева, И. А. Социальная работа с семьей: учеб. пособие для СПО / И. А. Григорьева. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 149 с
2. Гуслякова Л.Г. Социальная работа в структуре социальных наук // Российский журнал социальной работы. – 2016. - № 1. – С. 17-22
3. Гуслякова, Л.Г. Основы теории социальной работы: учеб. пособие / Г. Гуслякова, Е.И. Холостова. - М.: Институт социальной работы, 2014. - 287с.
4. Кононова, Т. Б. Теория и методика социальной работы: история социальной работы: учеб. пособие для СПО / Т. Б. Кононова. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 356 с.
5. Кононова, Т. Б. Теория и методика социальной работы: история социальной работы: учеб. пособие для СПО / Т. Б. Кононова. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 356 с.
6. Никитин, В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов: учеб. пособие / В.А. Никитин. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2012. - 236с.
7. Основы социальной работы: учеб. пособие / под ред. Е.В. Ханжина. - М.: Академия, 2011. - 244с.
8. Социальная работа: Введение в профессиональную деятельность: учеб. пособие / Отв. ред. А.А. Козлов. - М.: Изд-во «КНОРУС», 2015 - 320с.
9. Теория социальной работы. Учебник/ Под. Ред. Проф. Е. И. Холостовой -М.: Юристъ, 2019. – 154 с.
10. Технологии социальной работы с семьей и детьми: учебник и практикум для СПО / Е. Н. Приступа; под ред. Е. Н. Приступы. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 465 с.