Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1. Студент разрабатывает 10 учебных заданий на материале истории русской литературы XVIII века: историко-литературный вопрос, требующий развернутого (5-10 предложений) ответа. К каждому заданию прилагается образец выполнения (нужно приложить ответ на задание)
1.1. В чём сущность реформы русского стихосложения, проведенной Тредиаковским вместе с Ломоносовым? Ответ: Реформа Тредиаковского—Ломоносова — реформа русского стихосложения, осуществившая переход от силлабического (слогового) принципа меры стиха к тоническому (ударному). Свое название получила от имен авторов основных теоретических трактатов по версификации, в которых были изложены правила силлабо-тонического стиха (наиболее урегулированной формы тоники). Условными границами периода реформы принято считать труды В. К. Тредиаковского; первый из них — «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» (1735) стал началом активной перестройки литературного стиха, последний — «Способ к сложению российских стихов» (1752) и примыкающие к нему «Мнение о начале поэзии и стихов вообще» (1752), «О древнем, среднем и новом стихотворении российском» (1755) подводили итоги реформы. К сочинениям, непосредственно повлиявшим на ход реформы, следует отнести не только теоретические работы М. В. Ломоносова («Письмо о правилах российского стихотворства», 1739) и Тредиаковского («Для известия…», 1743; предисловие к переводу «Аргениды», 1751; и др.), но и ряд стихотворных произведений Тредиаковского, Ломоносова и А. П. Сумарокова, практически воплощавших новые принципы организации стиха и в некоторых случаях включавших элементы полемики с теоретическими положениями и версификаторской практикой оппонентов («Эпистола о стихотворстве» Сумарокова, 1747; и др.). Однако в этот период практика, как правило, следовала за теорией.
1.2. Какую трагедию Шекспира переделал А. Сумароков? Ответ: Сумароков переделывает трагедию У.Шекспира “Гамлет”, специально подчеркивая свое несогласие с автором. „Гамлет" мой, — писал Сумароков,— на Шекспирову трагедию едва-едва походит”. И действительно, в пьесе Сумарокова отца Гамлета убивает не Клавдий, а Полоний. Осуществляя возмездие, Гамлет должен стать убийцей отца любимой им девушки. В связи с этим до неузнаваемости изменяется знаменитый монолог Гамлета, начинающийся у Шекспира словами “Быть или не быть?”:
1.3. Кого из своих предшественников А.С. Пушкин сравнил с Колумбом: «Древняя Россия, казалось, найдена ... , как Америка Колумбом»? А вскоре это сравнение было применено другим автором и к другому писателю. Кем и к кому? Ответ: А.С. Пушкин сравнил с Колумбом Карамзина: «Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка Колумбом». Вскоре такое сравнение было применено В.Г. Белинским и к В.А.Жуковскому, который открыл романтизм в русской поэзии, как Колумб Америку. Об этом образно сказал В.Г.Белинский: «Жуковский – литературный Колумб Руси, открывший ей Америку романтизма. Ни одному поэту так много не обязана русская поэзия в ее историческом развитии, как Жуковскому, который дал ей «душу и сердце».
1.4. О ком известен отзыв: «из перерусских русский» и почему так подчеркнута «русскость»? Ответ: О Фонвизине сказано Пушкиным, который подчеркнул тем самым знание русского языка и русской жизни писателем из обрусевших немцев. Фонвизин поднимал в своих произведениях чисто русские проблемы. Они касались образования, воспитания дворянских детей, невежества помещиков, которые называли себя передовым классом. Фонвизин "говорил" в своих пьесах , используя " низкий штиль", простонародные словечки, чтобы быть понятным всем, кто был грамотен. Более того, писатель предлагал пути выхода из сложных жизненных ситуаций, советовал (например через Стародума из " Недоросля").
1.5. Тираж какой трагедии и за что Екатерина II предписала «сжечь публично», а автор был арестован и умер под пытками? Ответ: Трагедия Я. Б. Княжнина «Вадим Новгородский» (1789), главный герой которой — республиканец и тираноборец — отстаивает вольность новгородцев и осуждает их за то, что они призывают на царство Рюрика и сами просят неволи. Углубление тираноборческой темы на последнем этапе развития русской трагедии эпохи классицизма особенно заметно в творчестве Якова Борисовича Княжнина (1742–1791). Своего высшего накала пафос тираноборчества достигает в трагедии Княжнина «Вадим Новгородский». Конфликт основан здесь на столкновении двух правд – правды идеального монарха Рюрика, призванного на царство новгородцами, с гордой непреклонностью идеального республиканца Вадима, отстаивающего исконную «вольность» новгородских граждан, равенство их перед лицом закона. И хотя побеждает Рюрик, Вадим погибает морально не сломленным, не поколебленным в правоте своих убеждений. Он произносит строгий суд над своими согражданами: в них он видит «гнусных рабов», которые сами просят неволи. В словах соратника Вадима Пренеста выносится приговор не одному лишь деспотизму как извращенной форме монархии, но и вообще самодержавию, ибо оно развязывает руки деспотизму, рождает его непроизвольно, независимо от личных качеств монарха. В подобных тирадах Екатерина II, напуганная революционными событиями во Франции, увидела прямую крамолу. Тираж «Вадима Новгородского» она поэтому предписала «сжечь публично», тем более что трагедия Княжнина была полемически направлена против тезиса императрицы о «послушании» подданных монарху как «корени» всех российских добродетелей и против иллюстрировавшего этот тезис ее собственного «исторического представления» на тот же сюжет о Вадиме («Из жизни Рюрика»), написанного без соблюдения «театральных правил» классицизма в «подражание Шакеспиру» (1786).
1.6. Два поэта XVIII в., основываясь на одном образце, написали стихотворения, начав их так: «Я знак бессмертия себе воздвигнул Превыше пирамид и крепче меди» и «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный, Металлов крепче он и выше пирамид». Назовите этих поэтов и добавьте к ним третьего, процитировав начало его стихотворения. К какому образцу они обратились? Ответ: Первое написал М.В. Ломоносов, второе – Г.Р. Державин; третьим поэтом стал А.С. Пушкин: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа». Все поэты обращались к оде Горация «К Мельпомене».
1.7. Екатерина II после оды «Фелица» приблизила к себе автора, сделав его своим личным секретарем в надежде, что он будет её воспевать в новых одах. Оправдались ли её надежды? Ответ: Нет, надежды Екатерины II не оправдались. Познакомившись с Екатериной II лично и близко узнав её, Г.Р. Державин отказался (не смог) писать о ней «средственны стишки», ибо «Богов певец не будет никогда подлец».
1.8. О Простаковой («Недоросль», Фонвизин) иронически сказано: «Мастерица толковать указы». О каком указе идет речь? Ответ: Указ Петра III о «вольности дворянской» (один из ключевых законодательных актов непродолжительного царствования Петра III), освобождающий дворян от обязательной государственной службы, установленной Петром I. 18 февраля (1 марта) 1762 года Петр III подписал этот проект. По данному законодательному акту впервые в истории России дворяне освобождались от обязательной гражданской и военной службы, могли по своему желанию выходить в отставку и беспрепятственно выезжать за границу. Правда, во время войны правительство имело право потребовать от дворян вернуться на службу в вооружённых силах. Если при этом дворянин находился за границей, он был обязан вернуться в Россию под страхом конфискации землевладений. Кроме того, дворянам, которые не дослужились до обер-офицерского чина, запрещалось выходить в отставку, не отслужив 12 лет. Простакова понимает его как освобождение от всех обязанностей перед обществом и по отношению к крепостным крестьянам.
1.9. Из-за чего и как трагически оборвалась жизнь Радищева? Ответ: За неуступчивость и вольнодумство при обсуждении новых законов он получил предупреждение о новой ссылке и покончил с собой, приняв яд. Существует предание об обстоятельствах самоубийства Радищева: позванный в комиссию для составления законов, Радищев составил проект либерального уложения, в котором говорил о равенстве всех перед законом, свободе печати и т. д. Председатель комиссии граф П. В. Завадовский сделал ему строгое внушение за его образ мыслей, сурово напомнив ему о прежних увлечениях и даже упомянув о Сибири («Эх, Александр Николаевич, охота тебе пустословить по-прежнему, или мало тебе Сибири?»). Радищев, человек с сильно расстроенным здоровьем, был до того потрясён выговором и угрозами Завадовского, что решился покончить с собой: выпил яд и умер в страшных мучениях[13].