Фрагмент для ознакомления
2
1.Взаимосвязь социальной работы с другими науками
Социальная работа – универсальный вид деятельности, что и обусловливает междисциплинарный характер ее теории и организации, всестороннюю и глубокую связь с другими научными и учебными дисциплинами, и прежде всего – дисциплинами гуманитарного профиля.
Рис. 2.1. Взаимосвязь теории и организации социальной работы с
другими научными дисциплинами
Эта взаимосвязь и взаимообусловленность предопределяются прежде всего объектами этих наук: общество, его структурные образования, человек как биопсихосоциальное существо. В то же время любая научная дисциплина изучает человека с учетом собственных объекта, предмета и функций. Отсюда вытекает разная субординация и соподчиненность социальной работы и других дисциплин [1].
Социология занимает ведущее место как в подготовке социальных работников, так и в самой практике социальной работы. Социология изучает общество под таким углом зрения, который особенно важен для социальной работы. Изучая общество в целом, его социальную структуру, основные институты, социальные аспекты общественных отношений и процессов, социология позволяет социальным работникам ориентироваться в социальной сфере и социальной среде, помогает понять, что собой представляет конкретное общество и те группы (слои), которые являются слабо социально защищенными.
Особую роль играет эмпирический уровень социологического знания, выступающий связующим звеном между теоретической социологией и социальной работой как наукой и специфическим видом деятельности.
Социальному работнику необходим определенный уровень психологической грамотности. Психика как особая форма жизнедеятельности имеет исключительно важное значение в жизни человека, его деятельности, сознании, чего нельзя недооценивать в социальной практике, особенно в общении со слабо защищенными людьми, психическое состояние которых во многом зависит от окружающей их социальной среды, состояния здоровья и др.
Социальный работник как никто другой должен обладать способностью понять человека, находящегося, как правило, в затруднительной ситуации и нуждающегося в поддержке и помощи. Среди приемов и методов его воздействия особую роль играют психологические технологии (психотерапия, психологическая консультация, психодиагностика и др.). Практически все социальные работники в определенном смысле являются психологами практиками и должны иметь достаточно высокий уровень психологической теоретической и практической подготовки.
Философия как особая форма мировоззрения и наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир в целом и место в нем человека. Она исследует ценности, социально политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру. Тем самым предопределяет подходы в отношениях к человеку и отношение человека к другим людям, к своему существованию, формам своей жизнедеятельности и защиты.
В структуре профессионального образования и деятельности социального работника важное место занимает педагогическая подготовка. Социальная педагогика изучает социализацию как процесс формирования личности в определенных социальных условиях. Человек зачастую является не только объектом и субъектом социализации, но и жертвой неблагоприятных условий социализации. В центре внимания социального работника становятся различные группы людей, которых можно назвать жертвами неблагоприятных условий социализации. Целью его деятельности является профилактика, минимизация тех обстоятельств, вследствие которых человек оказывается в таком положении. Чтобы оказать квалифицированную помощь человеку, социальный работник должен владеть педагогическими знаниями и умениями.
Особое внимание следует уделить взаимосвязи социальной работы и антропологии как науки, изучающей человека как биопсихосоциальное существо, разные формы социокультурной организации общества, традиции, быт, образ жизни социально этнических общностей, этносов. Знание природных, биологических, социокультурных особенностей зачастую позволяет эффективно решать проблемы клиентов. Звеном, органически соединяющим социальную работу и антропологию, является социальное пространство, т.е. социально освоенная часть природного богатства как среды обитания людей, пространственно-территориальный аспект жизнедеятельности общества и предметного мира человека. К социальному пространству можно отнести все, что непосредственно обеспечивает защиту социальных интересов человека, реализацию социальных потребностей граждан.
Фрагмент для ознакомления
3
Список источников и литературы
1. Бережин Ю.К., Сидоров В.Н. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. - М.: Т.2. - 2015. - 460с.
2. Григорьева, И. А. Социальная работа с семьей: учеб. пособие для СПО / И. А. Григорьева. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 149с.
3. Гуслова, М.Н. Теория и методика социальной работы: учебник / М.Н. Гуслова. - М.: Академия, 2017. - 260с.
4. Курбатов, В.И. Социальная работа: учеб. пособие для вузов / В.И. Курбатов. - М. Ростов н/Д: Издат.-торговая корпорация «Дашков и К», Наука - Пресс, 2017. - 178с.
5. Обучение практике социальной работы: Международные взгляды и перспективы / М. Доэл, С. Шардлоу; Пер. с англ. под ред. Ю.Б. Шапиро. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 223с.
6. Платонова, Н.М. Теория и методика социальной работы: учеб. для сред. проф. образования / Н.М. Платонова, Г.Ф. Нестерова. - М.: Академия, 2010. - 351с.
7. Социальная работа: Введение в профессиональную деятельность//Отв. ред. А.А. Козлов. - М.: КНОРУС, 2015. - 368с.
8. Технологии социальной работы/ Под ред. И.Г. Зайнышева. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016. - 315с.
9. Торохтий, В. С. Социальная работа с семьей. Психолого-педагогическое обеспечение: учеб. пособие для академического бакалавриата / В. С. Торохтий. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 488с.
10. Холостова, Е.И. Социальная работа: учеб. пособие для вузов по специальности «Соц. Работа» / Е.И. Холостова. - М.: Дашков и К, 2018. - 860с.