Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Грамматика – это раздел науки о языке, в котором изучаются формы слов, их значение, соединение слов в словосочетания и предложения, типы словосочетаний и предложений. Грамматика представляет язык в действии, в закономерностях его функционирования.
Понятие «грамматика» объединяет в себе морфологию и синтаксис – учение о строе речи, о связи слов в словосочетании и в предложении.
Морфология – это раздел грамматики, изучающий слова как части речи.
Все слова в языке распределяются по определённым группам - частям речи. К одной части речи относятся слова, которые имеют одно и то же грамматическое значение (для глагола – действие и состояние), определённый морфемный состав. Например, характерные формообразующие - ть, -ти, тся – ться (спать, играться, нести, пишется). Синтаксис предложения определяет морфологические форы и должен предшествовать морфологии. Прежде всего нужно дать определение понятия о предложении, о связях слов в нем. Синтаксический материал всегда сопутствует морфологическому. Синтаксический материал должен способствовать развитию речи ребенка.
В морфологии изучаются следующие части речи:
- самостоятельные - имена существительные, прилагательные, числительные, глаголы, наречие, местоимение.
- служебные – предлог, союз, частицы.
- междометие – это группа слов, которые не относятся ни к знаменательным, ни служебным частям (ах, ох, ура). Используются для выражения чувств говорящего.
Самостоятельные части речи делятся на неизменяемые (наречия: здесь, с разбегу, и деепричастия повернувшись, листая – они не имеют окончаний) и изменяемые (все остальные самостоятельные части речи). При изменении слова меняется его форма. Каждая форма имеет определенное грамматическое значение.
Формы слов образуются следующими способами:
- с помощью окончания (иду – идешь- идет – идем –идете):
- с помощью вспомогательных слов (пусть поет, буду работать, да будет так, надо бы поесть);
- с помощью суффиксов (суффикса глагола прошедшего времени – л: ходил);
В начале обучения преобладают наблюдение и группировка слов по значению: названия предметов, признаков, действий. В дальнейшем изучаются части речи, затем – склонение имен существительных, прилагательных, спряжение глаголов, значения форм частей речи вплоть до значений падежей, временных и личных форм. [Львов 2018: 182].
В программу изучения русского языка входят наклонения – повелительное, сослагательное и пр.; местоимения – притяжательные, указательные, вопросительные, возвратное; наречия времени, места, образа действия.
В различении частей речи используются следующие критерии:
а) лексическое значение слова – смысловое содержание слова; которое устанавливает связь между словом и тем, что оно называет (летать – то есть передвигаться по воздуху с помощью крыльев);
б) роль в предложении, или синтаксическая функция (то есть каким членом предложения является слово);
в) наличие тех или иных категориальных признаков: признак времени присущ только глаголу (читал- читаю – буду читать), признак одушевленности/неодушевленности – только имени существительному (кот, крепость);
г) изменяемость/неизменяемость: для изменяемых частей речи – характер форм изменения (склонение, спряжение и пр.).
Теоретический подход в изучении глагола определяется пониманием такой категории и формы, как его виды. [Львов 2018: 183].
1. Глагол. Лексическое и грамматическое значение
В данной контрольной работе нас интересует такая часть речи как глагол. Глагол — это самое богатое по смыслу и формам русское слово. Он называет действия предметов, поэтому в процессе общения занимает одно из главных мест. Рассказать о каком – либо событии, не используя глаголы, практически невозможно.
Глагол- это самостоятельная часть речи, которая обозначающая действие и отвечающая на вопросы что делать? что сделать?
Форм у глагола очень много. В этом и заключается основная трудность в его изучении. Необходимо помнить, что глагол обладает грамматическим значением, морфологическими и синтаксическими признаками
Общим грамматическим значением глагола является значение действия. Действие – это самые разнообразные процессы, которые могут происходить как при участии человека, так и без его участия. Одним словом, действие – это то, что изменяется, протекая во времени. Действие может начаться, продолжиться и закончиться, а может только предполагаться.
Важнейшим синтаксическим признаком глагола является то, что в предложении он обычно служит сказуемым и вместе с подлежащим образует его грамматическую основу.
Например, Спешил Саша в школу
Сказуемое спешил согласуется с подлежащим Саша в мужском роде и единственном числе. Некоторые глагольные формы могут быть не только сказуемым, но и подлежащим:
Например, Век живи- век учись
Когда речь идет о частях речи, имеется в виду грамматическая группировка лексических единиц языка.
В результате выделения групп или разрядов языка с теми или иными грамматическими признаками, среди которых можно выделить (см.Табл.1):