Фрагмент для ознакомления
2
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 14
Предпосылки и реформы Александра I
Выделяют два этапа реформ Александра I. 1 этап - либеральный (1801-1812/1814); 2 этап - консервативный (1812/1814-1825). Рассмотрим оба этапа в заданиях практической работы.
Задание № 1. Личность Александра I.
Вам предстоит посмотреть видеофрагмент (Ссылка на видеофрагмент: https://www.youtube.com/watch?v=T9CTXQ0FdFI) и ответить на вопросы, представленные ниже:
1. Кто воспитывал будущего императора?
Александр I был воспитан под присмотром Екатерины II.
Его воспитатель - швейцарец Ф. Легарп, сторонник идей просвещения, республиканец по убеждениям приверженец либерализма.
Законоучителем и духовником был отец Андрей Самборский. Русский язык преподавал писатель и просветитель Михаил Муравьёв. Академик Пётр Палас обучал естественным наукам.
2. Какое влияние оказывал этот человек на личность Александра Павловича?
Благодаря Ф. Легарпу Александр I получил очень хорошее образование и проникся идеями либерализма. Легарп сосредоточил внимание на воспитании нравственности в своем подопечном, а также знакомил его с идеями естественного равенства людей, республиканской форме правления, о политической и гражданской свободе, о всеобщем благе, к которому должен стремиться правитель. В молодости Александр I надеялся создать гуманное общество, поэтому ему были близки идеи отказа от самодержавия и дарования России Конституции и в начале своего правления он проводил множество либеральных реформ.
3. Какие качества характера были свойственны будущему императору?
Образованность, воспитанность, ум, тактичность дипломатический талант сочетались в нём с нерешительностью, колебаниями, угрызениями совести по поводу гибели отца - Павла I. Значительно позже появились такие черты характера, как лицемерие, двуличие (его называли «лукавым Сфинксом» умело к скрывающегося под маской), тщеславие.
Он являлся противоположностью неказистому и суровому Павлу. Высокий, стройный, голубоглазый молодой человек с улыбкой и изящными манерами, умело скрывавший недостатки – близорукость и глухоту на левое ухо. С юности он ежедневно принимал холодные ванны и гулял по столице пешком, по набережной до Фонтанки, затем поворачивал, выходил на Невский проспект, и возвращался в Зимний Дворец. С весны до глубокой осени проживал в царском селе. И в любую погоду по утрам прогуливался по парку. Он был необыкновенно обаятельным собеседником.
4. Какое важное качество Александр перенял у своего отца, императора Павла I?
Унаследовал приверженность к дисциплине, мундиру и парадам.
5. Какое отношение Александр I имел к заговору против своего отца? Какую роль он сыграл в нем?
Александр I не желал быть государем признав отца законным государем. Однако удалиться от придворных и политических страстей наследнику трона было невозможно. Именно на Александра рассчитывали заговорщики, и он дал согласие при условии сохранения жизни отцу. Даже заставил поклясться вождя заговора Палена. Я дал ему это обещание, говорил Пален. С ним был согласован и срок выступления, в ночь с 11 на 12, когда долны нести караул солдаты Семёновского полка, шефом которого был наследник. В последствии Александр утверждал, что заговорщики его обманули, он удалит их от двора. Но на престол он взошёл в результате переворота и убийства отца.
Поэтому получается, что Александр I вступил на престол в результате дворянского заговора, переворота и цареубийства. Он тяжело переживал гибель отца, и чувство вины терзало его всю жизнь.
Задание № 2. Негласный комитет.
Перед Вами текст о значении Негласного комитета в реформировании государства Александром I. Прочитайте текст и ответьте на вопросы, представленные после текста:
24 июня (6 июля) 1801 г. Был образован неофициальный высший совещательный орган при Александре I — Негласный комитет — состоявший из его сподвижников, членов бывшего «Кружка молодых друзей».
В Комитет входили гр. В.П. Кочубей, Н. Н. Новосильцев, гр. П. А. Строганов и кн. Н. А. Чарторыйский. Задачей Комитета было «сначала представить действительное положение вещей, затем приступить к реформе различных частей администрации и, наконец, увенчать эти установления гарантией в виде конституции, согласованной с истинным духом нации».
На практике Комитет рассматривал не только общие, но и ряд частных вопросов, причём вопросы преобразования государственного устройства не получили развития и завершения. В комитете обсуждались: проект «Коронационной грамоты» — манифеста, провозглашавшего и утверждавшего основные экономические и гражданские права подданных империи; проекты реформы Сената, учреждения министерств и Комитета министров; крестьянский вопрос (проекты предоставления государственным крестьянам права покупки ненаселённых земель, вопросы крестьянской реформы в Лифляндии, права малороссийских крестьян на «отыскание казачества», права купцов, имеющих «восьмиклассные чины», покупать деревни и владеть ими на условиях, заключённых с крестьянами); принципы составления нового кодекса (уложения); проект указа, разрешающего дворянам заниматься торговлей; вопросы устройства Министерства народного просвещения и системы учебных заведений, а также организации военного образования, устройства тайной полиции; о присоединении Грузии и организации там государственного управления, разбор земельных тяжб в Крыму; из частных вопросов покупка дома для Московского университета, завещание ген.-майора С. А. Талызина, тяжба между гр. Н. И. Салтыковым и гр. И. П. Кутайсовым, отставка кн. А. Б. Куракина и др.
Официального делопроизводства комитета не велось. Сохранились записи гр. П. А. Строганова дневникового типа, опубликованные под названием протоколов.
Заседания Негласного комитета проходили в одном и том же составе. С 24 июня (6 июля) 1801 г. По 12 (24) мая 1802 г. Было проведено 35 заседаний комитета; затем последовал длительный перерыв, после которого, с 26 октября (7 ноября) по 9 (21) ноября 1803 г., состоялось только четыре заседания. Фактически Негласный комитет перестал собираться с ноября 1803 г.
Лит.: Богданович М. И. Первая эпоха преобразований императора Александра I (1801-1805) // Вестник Европы. 1866. № 1; Вел. Кн. Николай Михайлович. Граф Строганов. СПб., 1903. Т. 2. Приложения: Протоколы Негласного комитета; Высшие и центральные государственные учреждения России 1801-1917. Т. 1. СПб., 2000. С. 17-19.