Фрагмент для ознакомления
2
1. Прочитайте рассказ Л. Н. Толстого «Лев и собачка» и выполните его литературно-исполнительский анализ по заданному алгоритму (алгоритм смотрите в «Методических рекомендациях для выполнения контрольной работы по МДК «Детская литература с практикумом по выразительному чтению»).
Название и смысл. Рассказ Льва Николаевича Толстого называется «Лев и собачка». В названии соединились дикий огромный лев и небольшое домашнее животное – собачка. Автор подчеркивает своё отношение к собачке – называет её ласково.
От чьего лица ведется повествование. Знакомство с произведением Л.Н. Толстого «Лев и собачка» происходит в ходе диалога вымышленных персонажей – Ани и Володи.
Тема. В сказке рассказывается про дружбу абсолютно разных зверей, их преданность и верность. Л. Н. Толстой рассказал историю дружбы огромного льва и маленькой собачки, описал их привязанность. Это совершенно разные животные, находящиеся в различных пищевых цепочках, но, несмотря на это, они были связаны между собой.
Основная мысль. Основная мысль: Рассказ "Лев и собачка" Льва Николаевича Толстого небольшой, но учит важным вещам: преданности в дружбе. Дружбой, своими друзьями нужно дорожить.
Сюжет. Когда-то давно в Лондоне существовал обычай: брать в качестве оплаты за посещение зоопарка кошек или собак, которых затем скармливали крупным хищникам. Один англичанин, который очень хотел попасть в зоопарк, но не имел денег на билет, решил найти бездомную собаку. Он поймал маленькую дворняжку, которую сразу бросили в качестве «обеда» в клетку ко льву.
Собачонка очень испугалась и забилась в дальний угол. Все ожидали, что царь зверей тут же накинется на неё и съест, но лев спокойно подошел и обнюхал её. Неожиданно собака перевернулась на спину и радостно замахала хвостом, предлагая льву поиграть. Лев был не против нового друга и даже поделился с собачкой куском мяса, который ему кинули. Так началась их дружба.
Однажды богатый господин, прогуливаясь по зоопарку, увидел в клетке со львом собачку и узнал её. Он потребовал вернуть своего питомца, но лев ни за что не собирался расставаться со своим другом: он грозно рычал и никого не подпускал к клетке.
Спустя время собачка заболела и умерла. Поначалу лев не понимал, что произошло, но затем в страшном отчаянии принялся метаться по клетке и грызть решётку. Чтобы утихомирить разбушевавшегося хищника, владелец зоопарка подкинул ему другую собаку, но лев тут же разорвал её на куски. Он нежно обнял лапами свою любимицу и пролежал с ней пять дней. На шестой день, не выдержав горя, царь зверей скончался.
Система образов. Основными героями рассказа являются лев и собачка.
Лев - огромный хищный зверь, который оказался верным другом собачки. Лев жил в неволе и был одинок, а ласка собачки развлекла его и скрасила жизнь в клетке. От боли потери лев ожесточился (разорвал другую собаку) и умер.
Собачка - маленькая, игривая, верная спутница льва. Автор все время называет ее уменьшительными формами слова «собака», чтобы подчеркнуть ее слабость и незначительность. Именно доброта, а не села расположила к ней льва.
Рассказ «Лев и собачка» учит верности и настоящей дружбе. А также он заставляет задуматься о том, что нужно с любовью, добротой и состраданием относиться к животным, иначе мы сами превратимся в кровожадных зверей. Герои рассказа в состоянии преподать читателю нравственные уроки: нужно уметь дружить и любить, ведь это естественно для каждого живого организма.
2. Сделайте сравнительный анализ иллюстраций, выполненных разными художниками, к одной из сказок А. С. Пушкина (произведение и книжное издание студент выбирает самостоятельно). Результаты анализа представьте в таблице. Для выполнения задания можете воспользоваться планом «Сравнительный анализ иллюстраций» (план смотрите в методических рекомендациях).
Влияние иллюстрации на понимание текста, как доказали исследователи (Е.А. Флёрина, Р.И. Жуковская, Е.А. Езикеева, Т.А. Репина, Н.А. Курочкина и др.), проявляется в увеличении общего количества воспроизводимых детьми отрывков при пересказе, улучшении понимания основных смысловых моментов, возрастании связанности содержания высказываний. Иллюстрации помогают детям излагать прослушиваемый текст более выразительно, образно, способствуют возникновению у них эмоционального отношения к героям.