Фрагмент для ознакомления
1
1. Значение и место уголка природы в эколого-педагогическом процессе ДОУ. 3
2. Размещение и оборудование уголка природы. 5
3. Особенности подбора комнатных растений в уголки природы разных возрастных групп, методика ознакомления с ними. 8
4. Ведение календарей природы в разных возрастных группах 12
Литература 17
Фрагмент для ознакомления
2
Значение и место уголка природы в эколого-педагогическом процессе ДОУ.
В последние годы система дошкольного образования подвергается существенным изменениям, которые обуславливаются необходимостью реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования . Кроме того, наблюдаются изменения в подходах к построению педагогического процесса, в том числе работы по формированию основ экологической культуры детей и смежных вопросах, касающихся экологического и иного развития личности .
Создание эколого-развивающей среды в ДОУ - одно из условий экологического воспитания детей. Специально организованная среда позволяет дошкольникам не только наблюдать за объектами природы, но и принимать непосредственное участие в уходе за ними под руководством педагогов. Такая деятельность способствует формированию у детей бережного отношения к природе, воспитывает доброту и отзывчивость.
В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить. Воспитывается любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому.
Особое место занимают структурные компоненты экологического пространства детского сада, одним из этих компонентов является уголок природы.
Уголок природы – это один из наиболее традиционных видов организации эколого-развивающей среды ДОО и обязательный компонент предметно-пространственной организации дошкольной группы. Это зона регулярного взаимодействия детей с представителями флоры и фауны, проведения дошкольниками познавательных наблюдений за объектами природы и обучения базовым навыкам ухода за ними.
Уголок природы играет важную роль в обеспечении разнообразной ежедневной деятельности ребенка, формировании у него корректных представлений об окружающей природной среде, воспитании привычки бережного и созидательного поведения в природном пространстве и ответственности за свои экологические действия.
В результате у детей формируются правильные представления о мире природы, воспитывается бережное, заботливое отношение к растениям и животным, чувство ответственности за них.
Итак, проектирование экологической развивающей среды дошкольной образовательной организации невозможно без особых элементов этой развивающей среды. Каждый ее элемент должен быть функционален и комфортен на уровне функциональной надежности и безопасности.
Правильно спроектированная экологическая развивающая среда, как функциональное и пространственное соединение субъектов воспитания, объединяет в одно целое ее содержательные элементы, выступает в качестве посредника в развивающем взаимодействии и единстве взаимоотношений дошкольников с окружающим миром природы.
2. Размещение и оборудование уголка природы.
Уголок природы условно можно разделить на следующие зоны:
Зона коллекций, которая предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Коллекционный материал служит и в качестве наглядного материала. Это коллекции морских и речных камушков, шишек, ракушек; семян растений. Объекты для наблюдения и экспериментирования абсолютно безопасны, доступны и разнообразны.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.libfox.ru/451114-6-roza-bure-doshkolnik-i-trud-teoriya-i-metodika-trudovogo-vospitaniya-posobiedlya-pedagogov-doshkolnyh-uchrezhdeniy.html#book
2. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.detskiysad.ru/priroda/oznakomlenie01.html
3. Газина О. М., Фокина В. Г. Экологическое образование детей дошкольного возраста. – М., 2013.
4. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение. – 1989
5. Николаева С.Н. Методика экологического образования дошкольников. – М.; Академия, 2005г.
6. Саморукова П.Г. «Методика ознакомления детей с природой в детском саду» с.51-75, 180 , 193-195, 218.
7. Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. – М., АКАДЕМА, 2008.
8. Третьяков, А. Л. Экологическое пространство современной дошкольной образовательной организации / А. Л. Третьяков // Актуальные проблемы современной России: психология, педагогика, экономика, управление и право : сборник научных трудов, Москва, 21–26 ноября 2022 года. – Москва: Московский психолого-социальный университет, 2022. – С. 1250-1255.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. URL: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyjobrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya