Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
В чем состоят принципиальные различия философских учений натурфилософов-досократиков, софистов и Сократа? 3
Чем отличается «коллективное бессознательное», предложенное в учении Юнга, от «индивидуального бессознательного», исследованного в учении Фрейд 7
Список литературы 12
Фрагмент для ознакомления
2
В чем состоят принципиальные различия философских учений натурфилософов-досократиков, софистов и Сократа?
Вообще, в сумме своей, досократики – это условное обозначение целого ряда деятелей и мыслителей периода древнегреческой философии начиная с 7 и заканчивая 4-м веком до Р.Х. Есть также и досократики, которые активно занимались изучением и философствованием и после смерти Сократа.
Этих философов принято еще называть натурфилософами, так как их философия не была ориентирована на человека и его отношение к бытию, мышлению, имманентную и трансцендентную природу реальности. В основе своей, эти философы полагали о космосе, природе и мировых феноменах объективной реальности.
Самые именитые философы досократовского периода были Фалес Милетский, которого называют родоначальником греческой философии вообще, Анаксимен, Гераклит, Демокрит, а также Пифагор и Диоген Лэрский. Глядя на эти имена и понимая масштабы многих личностей и вышеперечисленных, стоит заметить и подчеркнуть, что досократики не являлись чем-то неполноценным по отношению к Сократу. Напротив, эти мыслители положили начало большинству основных концептов и идей философии всего Западного мира, а также современности в целом.
Как уже было сказано выше, одной из основных тем этих философов был космос. Так или иначе, космос мыслился этими мыслителями как состоящий из определенной субстанции процесс или феномен. Разные мыслители по-разному оценивали тот или иной элемент в ключе значимости в формировании космоса и мира, будь то вода, огонь, воздух или эфир.
Человеческий мир и сам человек никоим образом не вычленялся из этого космического пространства. Ранняя тема натурфилософов-досократиков – «архэ» или первовещество, из которого состоит сущее и космологическое пространство. Таким образом, ранние идеи Фалеса, высказываемые им, свидетельствовали о его полагании воды как первовещества, из которого образуется всё окружающее нас космологическое пространство. Мыслители того периода и направления мысли были астрономами, математиками, натуралистами и исследователями самых разных основ природных феноменов и явлений.
2. Чем отличается «коллективное бессознательное», предложенное в учении Юнга, от «индивидуального бессознательного», исследованного в учении Фрейд
«Индивидуум» - от латинского слова «неделимый» На греческом же «атом» - «неделимый» - это то, что не может быть рассечено и поделено. Но термин «индивид» восходит скорее к Аристотелю и его понятию «особь» как части вида. В философии Аристотеля «индивидуум» - это сущее, у которого отдельные части безоговорочно следуют за целым. Целое – нечто фундаментальное и большее, чем совокупность частей.
В философии Нового Времени единственным признанным и авторитетным взглядом на мир становится номинализм, отсюда же следует и новое понятие индивида. Показательно, что в XIX-XX веках фигура индивидуального человеческого понимания как неотъемлемая часть философской парадигмы «Модерна» вышла на первый план. Юнг же исправляет эту фиксацию на индивидуальном и возвращает в понимание и концепции психоанализа коллективное, общее.
Карл Юнг основал школу аналитической психологии, которая по сей день пользуется довольно широкой известностью и авторитетностью. Одной из его самых важных концепций была концепция «коллективного бессознательного».
Еще древнегреческая философия в лице «Царя Философов» Платона указывает отдельному человеку его место в обществе. В «Государстве» Платон размышляет о том, что условное счастье и радость отдельного жителя Полиса считается ничем иным как возможную необязательную допустимость, которая не должна быть самоцелью. Величайшей ценностью служит и должна служить именно государственная целостность и стабильность, независимо от неравенства сословий, которое, опять же, по Платону, невозможно избежать. Да и совершенно не следует, так как это приведет к его, государства, деградации и вырождению. Из этого следует, что справедливость подразумевает под собой радикальное отрицание и отделение от эго, от личностных и индивидуальных желаний и выгод. Справедливость неподкупна и независима, она действует и работает лишь при полном отождествлении себя со своим делом, ремеслом, своим великим назначением.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Антюшин С.С. Философия: учебник для студентов юридического вуза / С.С. Антюшин, Л.Г. Горностаева. – Электрон. текстовые данные. – М., 2016.
2. Ямпольская Д.Ю. Философия: учебное пособие / Д.Ю. Ямпольская, У.В. Болотова. – Электрон. текстовые данные. – Ставрополь, 2016.
3. Алексеев П.В. Философия: учебник. – М., 2015.
4. Макулин А.В. История философии: учебное пособие / А.В. Макулин. – Электрон. текстовые данные. – Саратов, 2016.