Фрагмент для ознакомления
2
1 Теоретическое задание (теоретический вопрос)
Раскройте понятия «потребности», «стимулы» и «мотивы». Перечислите иерархию потребностей по А. Маслоу. Охарактеризуйте регуляторы мотивации и главные мотиваторы по теориям М. Вудкока и Д. Фрэнсиса. Сравните понятия «мотивация» и «стимулирование» (обязательно цитирование использованных источников).
Потребность - внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо.
Стимул - сильный побудительный момент; внутренний или внешний фактор, вызывающий реакцию, действие.
По словам Е.П. Ильина, чтобы заставить человека сделать что-то, нужно что-то такое предпринять, чтобы этот человек этого захотел сам .
В связи с этим, управленцы должны мотивировать каждого исполнителя.
Понятие «мотивация» пока не получила конкретного, единого определения. Авторы по-разному ее характеризуют, учитывая свое научное направление.
Мотив в широком своем понимании – все стимулирующее человека на более активное поведение: цели, инстинкты, эмоции и пр.
Т.Ф. Бурнс вывел теорию, гласящую о нахождении мотива в самом человеке . Если говорить иначе, то мотив – что-то совершенное, которое находится в сознании человека, это насыщенное энергией представление предмета, который очень важен и необходим .
Вместе с тем, зарубежные исследователи Э. Шейн, М. Мескон, Ф. Хедоури считают, что мотивация является процессом своего побуждения и других к деятельности, чтобы достичь своих задач либо задач организации. Соответственно, сделав анализ подходов к определению термина «мотивация», можно наблюдать общие признаки, для которых характерны функциональные движущие силы, определяющие поведение живых существ.
Вся суть в том, что каждое предприятие работает по индивидуальному графику, значит, на разные коллективы могут обладать воздействием разные методы и формы мотивации работников к труду.
В своем учении А. Маслоу распределил потребности человека на пять основных уровней по возрастающему принципу, который означает, что человек при удовлетворении своих потребностей движется как вверх по лестнице, переходя от низкого уровня к более высокому (Рис.1).
Рисунок 1 – Пирамида Маслоу
Согласно Маслоу, человеческие потребности располагаются в виде иерархии. Иначе говоря, появлению одной потребности, как правило, предшествует удовлетворение другой, более насущной. «Человек — это животное, постоянно испытывающее различные желания» .
Как можно применять теорию Маслоу в управлении персоналом? Прежде всего, важно понимать, что без удовлетворения базовых потребностей нет смысла задавать и навязывать человеку потребности в самоактуализации. К примеру, если у человека несколько кредитов, ипотека, трое детей и не работающая супруга в декрете, то, скорее всего, для данного работника будет важна финансовая мотивация, а не награждение его премиями «Лучший сотрудник года», «Лучший работник в коллективе» и тому подобное. И наоборот. Если сотрудник обеспечен и не нуждается остро в финансах, он будет способен генерировать идеи, связанные с самоактуализацией. К примеру, сложно встретить креативного директора, который думает о том, что он будет сегодня есть на ужин – гречку или макароны без мяса, каждый день. Поэтому так важно создавать дух корпоративности в компании руководителям, задействовать все потребности своих сотрудников. Это могут быть совместные обеды (потребность базовая), это обязательно защита сотрудников (системы охраны, системы социальной защиты сотрудников), это корпоративные праздники (удовлетворение социальной потребности), потребность в уважении (скорее всего, если сотрудник не заинтересован финансово, он не будет терпеть неуважение на работе), потребность в самореализации (нужно давать новые проекты сотрудникам, расширять зону их функционала).
Понятно, что выполнение сотрудниками поставленных перед ними целей является главным
Фрагмент для ознакомления
3
1) Башкин М. В. Конфликтная компетентность: метод. указания / Яросл. гос. ун–т им. П. Г. Демидова. - Ярославль: ЯрГУ, 2020.
2) Бурнс, Т. Ф. Культура менеджмента / Т.Ф. Бурнс. – М.: ИНФРА-М, 2018.
3) Зайцев, Г. Управление кадрами в организации: персональный менеджмент / Г. Зайцев. – СПб.: Питер, 2019.
4) Ильин, Е. П. Мотивы и мотивация / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2019.
5) Маслоу А.Г. Мотивация и личность/ – СПб: Питер, 2012
6) Скоробогатова В.В., Бакуридзе Н.С. Мотивация и стимулирование персонала в трудовой деятельности//ВЕСТНИК КЕРЧЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МОРСКОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. 2021. № 1. С. 234-244