Фрагмент для ознакомления
2
Понятие и сущность социальной адаптации
Проблема социально – психологической адаптации является одной из наиболее используемых в различных научных направлениях. Существует большое количество научных определений понятия «адаптация». Адаптация в самом широком смысле понимается как адаптация организма к изменению внутренних и внешних условий.
Адаптация (от латинской «adaptio») это приспособление организма к структурным и функциональным факторам к условиям их существования.
Из биологических позиций адаптация, как приспособление организма, популяции, вида к условиям окружающей среды является одним из основных качеств живой материи, настолько общей, что ее часто отождествляют с самим понятием жизни. Развитие теории адаптации в биологии связано с влиянием эволюционной теории, выражается в понимании взаимовлияния этих двух процессов. Адаптация выступает инструментом эволюции живого и представляет собой непрерывный, саморегулирующийся процесс возникновения новых адаптационных состояний в среде, постоянно меняется. Без адаптации невозможно существование живого организма в системе «организм - среда», его саморазвитие и саморегуляция, поэтому адаптация является необходимым условием существования живого организма, его эволюции. С одной стороны, в биологии адаптация является свойством живой саморегулируемой системы, обеспечивающей ее устойчивость к условиям среды, с другой - рассматривается как динамическое образования, как непосредственный процесс приспособления к условиям этой среды. Поскольку адаптация является свойством, присущим всем живым организмам, она присуща и человеку. Но человек не может рассматриваться только как биологическая система, так как обладает психической и социальной природой. Жизнедеятельность человека происходит на трех взаимосвязанных уровнях: физиологическом, психическом и социальном, поэтому выделяют физиологическую, психологическую, социальную адаптацию человека, как межуровневое взаимодействие - психофизиологическую и психолого-социальную адаптацию, также отдельные виды социальной адаптации, связанные с многообразием человеческой деятельности: культурную, профессиональную, бытовую, академическую и тому подобное.
Большинство психологических теорий адаптации рассматривают ее как процесс согласованности, приведение в равновесие системы «личность - среда». По А. В. Петровскому развитие личности в относительно стабильной среде происходит из прохождения трех фаз: адаптации, индивидуализации и интеграции. Адаптация предполагает активное усвоение норм и ценностей группы и выступает как уровень внешнего овладения соответствующими формами и средствами деятельности.
Адаптация относится к числу общих научных понятий, возникающих на стыках отдельных отраслей знаний, и далее экстраполируется на различные сферы естественных и социальных наук.
В исследованиях социальной адаптации также различные подходы к трактовке данного понятия. Под социальной адаптацией понимают один из механизмов социализации личности, что позволяет ей включаться в структурные элементы социальной среды путем стандартизации ситуаций, дает возможность личности функционировать в условиях динамичного социального окружения.
Анализ исследований социальной и социально-психологической адаптации позволяет выделить следующие основные направления и тенденции. Согласно интеракционистской концепции адаптации, которую развивает Л. Филипс (L. Philips), все виды адаптации обусловлены как внутрипсихических факторами личности, так и внешними факторами среды. При этом адаптация может выражаться двумя типами ответов на воздействие среды: во-первых, принятие и эффективный ответ на знакомые факторы, во-вторых гибкость и эффективность при встрече с новыми условиями, которые могут быть потенциально угрожающими, а также способность предоставлять событиям необходим и желаемый для себя направление. В этой теории понимания адаптации связано с понятием социальной активности личности, обусловило введение понятия эффективной адаптации. Эффективной адаптацией личности исследователи называют разновидность адаптации, при достижении которой личность удовлетворяет минимальным требованиям общества. При этом интеракционисты различают понятия адаптации и приспособления. так, Т. Шибутани (T. Shibutani) отмечает, что адаптация является более стабильной формой поведения, по сравнению с приспособлением, «адаптация относится к более стабильным решениям - хорошо организованным способам преодолевать типичные проблемы, к приемам, которые кристаллизуются путем последовательного ряда приспособлений».
В психоаналитической концепции адаптации выходят из представлений Фрейда (S. Freud), о структуре психической сферы человека, подчеркивая, что адаптация, по мнению Х. Хартмана (H. Hartmann) включает
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Значение, предмет и задачи конфликтологии. - М.: ЮНИТИ, 2016. - С. 81.
2. Иванова Е.М. Формирование новой культуры отношений // Начальная школа. - 2016. - №3. - С. 11-15.
3. Парахонский А.П. Социальная адаптация в процессе обучения. – М.: Волтерс клувер, 2015.
4. .Петров В.Н. Особенности адаптации / // СОЦИС. – 2016. – № 2. – С. 117–121.
5. Ременцов А.Н. Социокультурные аспекты адаптации // Alma mater : Вестник высшей школы. – 2015. – № 7. – С. 10–14.
6. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – М.: Просвет, 2013.
7. Соколова Е. Т.. Адаптация в поликультурной образовательной среде // Социологические исследования. – 2013. – № 3. – С. 114–117.
.