Фрагмент для ознакомления
2
1. Профессиональные образовательные программы по юриспруденции.
Термин «образование» может рассматриваться в разных значениях. Образование является одной из важнейших сфер общественной жизни. Образование – это отрасль социальной сферы и отрасль экономики. Часто говорят об образовании как о квалификационном требовании при замещении тех или иных должностей, при заключении трудового договора. В контексте настоящего учебного пособия нас будет интересовать легальное, т. е. закрепленное в законе, определение образования.
Под образованием понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Таким образом, образование – это процесс, который отвечает следующим признакам:
1) целенаправленность;
2) организованность и управляемость;
3) завершенность и соответствие требованиям качества .
Нормативную правовую базу разработки ОП составляют:
– Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) ;
– Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ;
– Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 1511 ;
– Приказ Минобрнауки России от 5 апреля 2017 г. № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» ;
– Нормативно-методические документы Министерства образования и науки Российской Федерации;
– Устав образовательного учреждения;
– Локальные нормативные акты образовательного учреждения.
Образовательные программы определяют содержание образования.
Образовательная программа, разрабатываемая на базе федерального образовательного стандарта (образовательного стандарта), представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации. Комплекс вышеупомянутых характеристик представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
В ст. 3 Закона об образовании среди основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования закреплен гуманистический характер образования. В соответствии с этим принципом законодатель в ч. 1 ст. 3 Закона установил, что содержание образования должно содействовать «взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями» .
Что касается содержания профессионального образования и профессионального обучения, то оно должно обеспечивать получение квалификации – уровня знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующего подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.
Законодательство разделяет образовательные программы на основные и дополнительные в зависимости от уровня образования, на котором эти программы реализуются.
Образовательные программы регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя: учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных дисциплин и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы практик, оценочных средств и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Реализация основных профессиональных образовательных программ подготовки специалистов подкреплена необходимым учебно-методическим и информационным обеспечением, соответствующим требованиям Государственного образовательного стандарта, целям и задачам профессиональных образовательных программ.
Для обеспечения качественного образовательного процесса на кафедрах разработана необходимая учебно-методическая документация: учебно-методические комплексы дисциплин, методические указания по проведению лабораторных и практических занятий, самостоятельных работ, выполнению курсовых и выпускных-квалификационных работ, программы итогового междисциплинарного экзамена, фонды заданий промежуточных аттестаций студентов.
В образовательном учреждении обучение может быть организовано по очной, очно-заочной (вечерней), заочной формам. Различия между ними заключаются в основном в объеме аудиторной нагрузки, точнее в соотношении между аудиторной нагрузкой и самостоятельной работой обучающегося. Например, если при очной форме обучения на аудиторную работу должно приходиться не менее 50 процентов всего объема часов, отведенных для освоения образовательной программы, то для обучающихся по очно-заочной форме 20, а по заочной 10 процентов. Этим обусловливаются и другие особенности организации образовательного процесса на разных формах обучения (в частности, определение количества консультаций, методического обеспечения и др.).
В последние годы в связи с развитием информационных технологий (компьютеризация, Интернет-ресурсы и др.) все большее распространение получают дистанционные образовательные технологии.
Образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника, называются дистанционными (ст. 32 Закона РФ «Об образовании»). Она обеспечивает доступ к образованию для тех граждан, которые по каким-то причинам не имеют возможности получить образование в традиционных формах (проживающие в отдаленных местностях, страдающие теми или иными заболеваниями и др.). Дистанционные образовательные технологии могут использоваться при всех формах обучения.
Порядок использования дистанционных образовательных технологий был утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 6 мая 2005 г. Наряду с традиционными информационными ресурсами для обеспечения процесса дистанционного обучения используются специализированные учебники с мультимедийным сопровождением, учебные видеофильмы, аудиозаписи и т. п. Текущий контроль и промежуточная аттестация могут осуществляться традиционными методами или с использованием электронных средств, обеспечивающих идентификацию личности (цифровой электронной подписи).
Обязательная итоговая аттестация проводится в форме традиционного экзамена или защиты дипломной работы. Производственные практики обучающиеся проходят в обычном режиме, в то время как учебные могут быть организованы с применением дистанционных технологий. Соотношение объема проведенных учебных, лабораторных и практических занятий с использованием дистанционных технологий или путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся определяется образовательным учреждением. Вне образовательного учреждения организуется семейное образование, самообразование и экстернат.
В форме семейного образования могут быть освоены только общеобразовательные программы. Такая форма образования актуальна для определенных категорий обучающихся, которые могут испытывать трудности в освоении образовательных программ в обычных условиях. Возможно, кроме того, получение помощи педагогов, работающих на договорной основе, или родителей. В любом случае обучающийся проходит
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 31.12.2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.
3. Указ Президента РФ от 09.09.2008 № 1332 «Об утверждении перечня федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, которые вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования» // Собрание законодательства РФ. 15.09.2008. № 37. Ст. 4184.
4. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» // Общее образование России. Сборник нормативных и методических документов. 2004 – 2005.
5. Приказ Минобрнауки России от 01.12.2016 № 1511 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата)» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2016 № 45038) // СПС «КонсультантПлюс».
6. Приказ Минобрнауки России от 05.04.2017 № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.07.2017 № 47415) // СПС «КонсультантПлюс».
7. Блинов В.И., Виненко В.Г., Сергеев И.С. Методика преподавания в высшей школе: учеб.-практич. Пособие. М.: Издательство Юрайт, 2014. – 315 с.
8. Методика преподавания юриспруденции в высшей школе. 2-е изд., ипр. и доп. – М., 2016. – 258 с.
9. Нормативно-правовое обеспечение образования: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / М.Ю. Федорова. – 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 176 с.
10. Организация учебной, внеаудиторной и научной деятельности в вузе: учебник / Куб. гос. аграр. ун-т; В.И. Гайдук, С.А. Калитко, Г.В. Комлацкий, Э.К. Арутюнов. – Краснодар: КубГАУ, 2014. – 394 с.
11. Певцова Е. А. Актуальные вопросы методики преподавания юриспруденции: Учебное пособие. – М.: Издательство Международного юридического института, 2010. – 272 с.
12. Блинов В.И., Батрова О.Ф., Есенина Е.Ю., Рыкова Е.А., Факторович А.А. Методика разработки основной профессиональной образовательной программы СПО (методические рекомендации) М.: ФИРО, 2014. 218 с.
13. Нормативно-правовое обеспечение образования: учебник для ст-тов пед. вузов / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. – 32 с. (Сер. «Гуманитарная педагогика». Вып. 6).