Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Умение произносить эмоциональные убедительные речи ценится еще с античных времен, когда
красноречие по важности приравнивалось к знанию грамоты. Ораторское мастерство считалось
искусством, поскольку оратор способен был завладевать умами при помощи мастерски
подобранных слов и оборотов речи. Оратор (в пер. с лат. «говорить») – человек, произносящий
публичную речь, – основное понятие риторики. Становление риторики как науки произошло в
Древней Греции в V в до н.э. и было связано с потребностями демократического общества
высочайшей культуры.
Риторика харизматической личности
Харизма (от др.-греч. Χάρισμα – «милость, дар») – термин «модный» и спорный.
Согласно современным словарям Т.Ф. Ефремовой, Л.П. Крысина, Н.Г. Комлевой и др., это внешние
черты, особая одаренность, личная притягательность, исключительность личности в
интеллектуальном, духовном или каком-нибудь другом отношении. Качество харизмы
традиционно полагается не столько приобретаемым, сколько даруемым природой либо
мистическими силами.
Степенью харизмы определяется авторитет личности, доверие и даже безусловная вера в
неограниченные возможности харизматического лидера. Иными словами, под харизмой
понимают эмоционально-психические способности человека, благодаря которым его оценивают
как одаренного особыми качествами и способного оказывать эффективное влияние на людей.
Харизматичный человек – человек с большими задачами, большими амбициями и целями. Он
объединяет людей, мотивирует и вдохновляет их и ведет к достижению целей. Поэтому он
2
действительно обладает избыточной энергетикой, которую многие люди воспринимают как
мистику. 59 Как развить харизму в себе? – Поставьте себе масштабную цель. Цель, которая будет
вас мотивировать и зажигать. И это будет первым шагом, чтобы стать харизматичным
человеком...» .
Не будь так распространены тренинги, спорить можно было бы долго и серьезно. Но парадокс
заключается именно в том, что в рамках тренингов, тренировок, выработки определенных
реакций в определенных условиях, этого может быть вполне достаточно. Видимо, поэтому мы и
имеем масштабную безответственность к слову. И если б только к слову... Рассмотрим речь
лидера как инструмент его публичной деятельности с позиций риторики, древнейшей науки об
искусстве убеждающего слова и дисциплины, выполняющей социальный заказ на подготовку
публично говорящего человека (трибуна, проповедника, политика – в зависимости от задач
государства).
Начнем с того, что еще Аристотель заметил: «...о том, что касается мысли, следует говорить в
риторике, так как это принадлежность ее учения. К области мысли относится все, что должно быть
достигнуто словом».
Итак, путь «от мысли к звучащему публичному слову» риторическая традиция со времен
Цицерона трактует через 5 составляющих:
1) inventio (лат. находка, изобретение) – нахождение, изобретение того, что сказать;
2) dispositio – (лат. расстановка, расположение) – упорядочение, расположение по порядку
найденного, изобретенного;
3) elocutio (лат. выражение, речь, слог, стиль) – придание найденному словесной формы,
украшение словами;
4) memoria (лат. память) – утверждение в памяти, запоминание;
5) actio (лат. действие) – произнесение .
Раскрывая природу речевого процесса, Л.С. Выготский подчеркивал, что «мысль еще не
последняя инстанция в этом процессе. Сама мысль рождается не из другой мысли, а из
мотивирующей сферы нашего сознания, которая охватывает наши влечения и потребности, наши
интересы и побуждения, наши аффекты и эмоции. За мыслью стоит аффективная и волевая
тенденция. Только она может дать ответ на последнее «почему» в анализе мышления. Если бы
мы сравнили ... мысль с нависшим облаком, проливающимся дождем слов, то мотивацию мысли
мы должны были бы, если продолжить это образное сравнение, уподобить ветру, приводящему в
движение облака. Действительное и полное понимание чужой мысли становится возможным
только тогда, когда мы вскрываем ее действенную, аффективно-волевую подоплеку» .
Процесс подбора средств выражения мысли также не является «линейно-односторонним».
Рассматривая диалектическое единство мышления и речи, С.Л. Рубинштейн отмечал, что мы
иногда ищем и не находим слова или выражения для уже имеющейся и еще словесно не
оформленной мысли; мы часто чувствуем, что сказанное нами не выражает того, что мы думаем;
мы отбрасываем подвернувшееся слово, как неадекватное нашей мысли: идейное содержание
нашей мысли регулирует ее словесное выражение... Речь – не просто внешняя одежда мысли,
которую она сбрасывает и одевает, не изменяя этим своего существа.
3
Заключение
Существуют определенные личностные требования к человеку той или иной профессиональной
деятельности. Для оратора, к примеру, важна такая черта личности, как широта интересов,
харизматичность.
Среди обязательных для оратора качеств подразумевается также общая социальная
ориентированность личности, поскольку человек, выступающий с публичной речью, всегда
выполняет ту или иную социальную роль. Кроме социальной роли оратора, необходимо
представить и ту двоякую роль, которая отведена ему в процессе речевой коммуникации, – роль
автора и исполнителя одновременно.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Баксаляр Н.Н. Риторика в профессиональной деятельности юриста // Новая наука: Опыт,
традиции, инновации. 2017. № 1-3 (123). С. 110-113.
2. Далецкий Ч.Б. Риторико-коммуникативная культура личности юриста // Вестник
Университета имени О.Е. Кутафина. 2016. № 4 (20). С. 94-101.
3. Ипатова И.С. Речь и харизма оратора // Актуальные проблемы обучения русскому языку,
культуре речи и дисциплинам специализации Тезисы докладов и статьи IX Международной
научно-практической конференции. Ниж. гос. сельхоз. академия. 2014. С. 58-65.
4. Культура речи и риторика для юристов: учебник и практикум для академического
бакалавриата / Н.А. Юшкова, Е.Б. Берг, Ю.Б. Феденева, С.В. Панченко. М.: Издательство Юрайт,
2016. 321 с.
5. Михалкин Н.В., Антюшин С.С. Риторика для юристов: учеб. пособие для бакалавров. М.:
Юрайт, 2012. 240 с.
6. Сагирян И.Г., Василенко М.А. Юридическая риторика в профессиональной деятельности
будущего юриста // Молодой ученый. 2017. № 22-1 (156). С. 23-26.
7. Фарсиян А.Н. Значение ораторского искусства в деятельности юриста // Новая наука:
Проблемы и перспективы. 2016. № 121-3. С. 126-128.