Фрагмент для ознакомления
2
Начало 20 века.
Историческая эпоха:
К началу 20-го века психология как наука стала испытывать кризис. Прогрессивный когда-то метод интроспекции оказался неэффективным, специфика психической реальности не была уточнена, вопрос связи психических явлений с физиологическими остался нерешенным, психологическая теория заметно ушла вперед от экспериментальной работы.
Научные умы принялись искать новые методы в психологии, что привело к возникновению нескольких школ.
Бихевиоризм.
Оказал огромное влияние на развитие психотерапии, но не дал ответа на многие вопросы.
Некоторые ученые впоследствии бихевиоризм рассматривали как примитивное учение о психике человека.
Гештальтпсихология. Школа возникла в виде противовеса экспериментальной психологии.
Здесь наблюдается попытка разработать проблемы целостности, которые были проставлены Австрийской школой.
Глубинная психология.
Ее возникновение связывают с именем Зигмунда Фрейда. Он начал работать с бессознательным человека, а его последователи пришли к выводам о том, что есть «коллективное Эго».
Это стало огромным скачком в развитии социальной психологию. Карл Юнг продолжил и углубил учение.
Когнитивная психология.
Можно смело утверждать, что это продолжение учение бихевиоризма, но более углубленное. Человек рассматривается более полно, учитывается роль его сознания, восприятия, а не только инстинкты.
Гуманистическая психология.
Человек рассматривается как вершина творений природы. Особо серьезно представителями школы рассматривались вопросы самоактуализации человека.
Самые основные предметы для анализа: высшие ценности, творчество, свобода, ответственность, любовь и прочее. Постепенно появляется экзистенциальная психология, которая призвана развить психологию гуманистическую.
Начиная с конца 19-го века и начала 20-го века, начинает развиваться экспериментальная психология. Основной вклад на данном этапе внес В. Вундт, который смог сделать науку объективной, экспериментальной. Благодаря Вундту, в том числе, назрел кризис в науке, который привел к образованию множества школ.
Представители:
В 1914 г. психолог Н. Н. Ланге называет эмоции «Золушкой психологии», считая, что они незаслуженно обойдены вниманием исследователей в пользу «сестёр» - мышления и воли.
Возможно, причиной такого отношения к эмоциям являлись трудности, возникшие с их экспериментальным изучением.
В 1924 г. в книге «Психология детства» психолог и педагог, богослов и философ В. В. Зеньковский отводит эмоциональным явлениям одно из первых мест по их значению в развитии ребёнка: «Вопреки обычному порядку в изложении психической жизни ребёнка в течении раннего детства (по Зеньковскому это первые 7 лет жизни) мы выдвинем на первый план изучение эмоциональной жизни его в это время, исходя из указанного уже принципа, что эмоциональная сфера имеет в это время центральное значение в системе психических сил» [7; 123].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акимова М.О. Теоретический анализ проблемы влияния эмоциональной сферы на профессиональную деятельность личности / Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2016.№ 3 (37). С. 192-195.
2. Ананьева Е.В., Пацакула К.Н. Эмоциональные характеристики сферы личности младших школьников в системе межличностных взаимоотношений малой группы / Научный альманах. 2016. № 1-2 (15). С. 30-33.
3. Ахунова И.Г., Савина Е.А. Взаимосвязь мотивационно-потребностной сферы личности и эмоционального выгорания у медицинских работников / Системогенез учебной и профессиональной деятельности Материалы VII Международной научно-практической конференции. 2015. С. 133-136.
4. Вербина Г.Г. Эмоциональная сфера личности руководителя в современных условиях / Состояние и перспективы развития инновационных технологий в России и за рубежомсборник материалов I Международной научно-практической конференции. Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова. 2016. С. 58-69.
5. Гадилия А.М. Развитие эмоциональной сферы личности как основа формирования гражданских чувств и патриотизма / Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2015. № 9-3. С. 30-33.
6. Гриценко В.В., Ефременкова М.Н. Эмоциональная сфера личности мигрантов как индикатор предрасположенности их к конфликтному или конструктивному поведению / социальный мир человека материалы VI Международной научно-практической конференции «Человек и мир: миросозидание, конфликт и медиация в интеркультурном мире». Сер. "Язык социального" Под редакцией Н. И. Леонова. 2016. С. 244-247.
7. Гусев А.В. Воздействие процесса физического воспитания на развитие нравственной и эмоциональной сферы личности / Образовательная среда сегодня: стратегии развития. 2016. № 1 (5). С. 299-300.
8. Зверева Е.В. Взаимосвязь клинико-психологических особенностей эмоциональной сферы личности и психосоматического здоровья человека / Поколение будущего: Взгляд молодых ученых - 2015 сборник научных статей 4-й Международной молодежной научной конференции в 4-х томах. Ответственный редактор: Горохов А.А.. 2015. С. 86-89.
9. Коломенская Е.В. Взаимосвязь между стилем воспитания родителей и особенностями эмоциональной сферы личности ребенка / массовые коммуникации на современном этапе развития мировой цивилизации Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. Гуманитарно-социальный институт. 2015. С. 89-93.
10. Лаврова О.А. Особенность эмоциональной сферы личности в пенсионном возрасте в зависимости от социального статуса / Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 4. № 7. С. 74-77.
11. Лауткина С.В., Курносова Н.А. Специфика эмоциональной сферы личности взрослых с интеллектуальной недостаточностью / монография / Витебск, 2016.
12. Макадей Л.И., Волосовцева В.В. Влияние стресса на эмоциональную сферу и личность подростка / психологическая безопасность личности в поликультурной среде жизнедеятельности сборник научных трудов по материалам III-й ежегодной научно-практической конференции преподавателей, студентов и молодых ученых Северо-Кавказского федерального университета «Университетская наука - региону». Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования«Северо-Кавказский федеральный университет». 2015. С. 137-141.
13. Мордвинова Е.А., Зобнина Г.А. Методические аспекты формирования эмоциональной сферы личности младших школьников / Научный альманах. 2015. № 9 (11). С. 232-235.
14. Полякова И.В. Влияние эмоциональных состояний на функционирование перцептивной сферы и свойства личности / Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 11: Естественные науки. 2015. № 2. С. 113-121.
15. Руслякова Е.Е. Личность, эмоциональная сфера и психическая адаптация подростков, страдающих бронхиальной астмой разной степени тяжести / Казанская наука. 2015. № 10. С. 349-351.
16. Салтыкова М.В., Волохова П.М. Прием притчи как интерактивный метод научения и воспитания эмоциональной сферы личности на уроках ОБЖ / Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2016. № 2 (29). С. 88-92.
17. Сенкевич Л.В. Особенности эмоциональной сферы и копинг-стратегий аддиктивной личности / Ученые записки Российского государственного социального университета. 2015. Т. 14. № 5 (132). С. 36-47.
18. Ситникова О.В., Ситникова Е.Д. Эстетические механизмы преодоления кризисов в эмоциональной сфере личности / Психологическое здоровье личности: теория и практика сборник научных трудов по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. отв. ред. И. В. Белашева. 2015. С. 206-210.
19. Черникова К.С. Развитие эмоциональной сферы личности дошкольников в деятельности педагога ДОУ / управление инновациями в современной науке Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2015. С. 234.