Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проблемы, которая рассматривается в данной работе, связана с тем, что в ходе проведения оперативно-розыскной деятельности достаточно часто совершаются ошибки и должностные преступления, которые необходимо выявлять для того, чтобы каждое оперативно-розыскное мероприятие было правомерным и его процедуры соответствовали нормам законодательства Российской Федерации.
В работе рассматривается случай с самовольным исправлением ошибки оперативным работником в постановлении суда о проведении прослушивания телефонных переговоров.
Цель работы – определить правомерность действия оперативного работника Семенова в отношении собственноручного исправления технической ошибки в постановлении суда.
Объект работы – действия оперативного работника Семенова в отношении собственноручного исправления технической ошибки в постановлении суда.
Предмет работы – правомерность действия оперативного работника Семенова в отношении собственноручного исправления технической ошибки в постановлении суда.
1. Правомерность позиции Алешина
В сложившейся ситуации позиция Алешина является правомерной с точки зрения логики. Номера телефонов могли быть исправлены в любой момент на любые другие (этот вывод можно сделать из того факта, что номера были исправлены в надежде, что этого никто не заметит).
Таким образом, суд разрешил прослушивать другие номера, которые не принадлежали Алешину и его собеседникам, а потому информация, которая была получена в ходе оперативно-розыскных мероприятий в виде прослушивания телефонных переговоров, может не быть связанной с Алешиным и не иметь отношения к делу, т.е. не являться доказательством.
Кроме того, прослушивание номера Алешина без разрешения суда может быть отнесено к нарушению его конституционных прав и свобод, т.е. является нарушением тайны телефонных переговоров [1].
Таким образом, получается, что в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий были нарушены нормы Конституции Российской Федерации [1], Федерального закона «О связи» [3], ст. 138 Уголовного кодекса Российской Федерации [2], Федерального закона «О оперативно-розыскной деятельности» [4].
В данной ситуации Алешин может подать апелляцию о пересмотре результатов оперативно-розыскных мероприятий или назначении нового мероприятия по прослушиванию телефонных переговоров, на что суд должен дать разрешение и выпустить постановление.
Но в данном случае смысл проведения такого рода оперативно-розыскных мероприятий теряется, т.к. Алешин будет предупрежден о проведении прослушивания и оно не принесет никаких результатов.
2. Порядок устранения технических ошибок в документах, санкционирующих производство оперативно-розыскных мероприятий
При обнаружении любых описок или опечаток их можно использовать в качестве основания для того, чтобы подать в суд соответствующее ходатайство. На сегодняшний день российское законодательство предусматривает порядок проведения отдельной процедуры, относящейся к внесению корректировок в уже вынесенные судебные решения, но при этом устранение описки или каких-либо ошибок в расчетах не может служить причиной для того, чтобы судебное решение было изменено по существу.
В качестве ходатайства об изменении ошибок в решении суда должно подаваться соответствующее заявление, которое должно быть оформлено в то судебное учреждение, которое занималось рассмотрением проблемной ситуации. При этом стоит отметить, что в документе нужно кратко, но при этом достаточно подробно описать, где именно судья допустил ошибку и как ее нужно исправить [6].
После этого суд проведет самостоятельное рассмотрение поданного заявления и внесет нужные корректировки. В случае необходимости их можно будет в дальнейшем обжаловать на протяжении 15 дней, причем заявитель имеет право прийти на судебное заседание, к примеру, если захочет оказать помощь суду в проведении сложных арифметических расчетов.
Когда внесенные корректировки вступят в законную силу, они начнут использоваться вместе с новыми определениями.
Суд должен проявить собственную инициативу для того, чтобы внести корректировки в уже вынесенное решение, если там действительно будут присутствовать какие-то серьезные ошибки. О необходимости проведения такой процедуры он предварительно оповещает любое лицо, которое принимало участие в рассмотрении дела, а рассмотрением этого вопроса будет заниматься в процессе проведения судебного заседания [7].
Точно такой же порядок предусматривается и в том случае, если поступает заявление с требованием о внесении корректировок в решение суда по причине наличия в нем каких-либо описок. Неявка лиц в данном случае никак не сказывается на возможности рассмотрения данного дела, но если заявитель хочет указать какие-то дополнительные разъяснения или дать объяснение сложным расчетам, лучше всего ему прийти на рассмотрение этого дела и выразить свою позицию [5].
После того, как было вынесено решение в полном объеме, у суда пропадает право вносить в него какие-то изменения или дополнения, и единственным исключением из этого правила является ситуация, когда были обнаружены какие-либо ошибки в расчетах, описки или другие основания, предусматривающие необходимость вынести дополнительное решение.
3. Правомерность действий Семенова
Действия Семенова в данной ситуации не просто являются неправомерными, но и серьезно усложнили проведения расследования по делу Алешина, на что было указано в п. 1 настоящей работы.
Дело в том, что оперативный работник как и любой физическое или даже должностное лицо не наделено правом вносить исправления в постановление суда.
В сложившейся ситуации Семенову было необходимо обратиться в суд с заявлением о допущенной ошибке с просьбой исправить данную ошибку и выдать ему новое постановление.
Все записи и порядок выдачи исполнительного листа устанавливаются в полном соответствии с вынесенным решением, и поэтому наличие в нем каких-либо ошибок в конечном итоге может крайне негативно сказаться на исполнении указанных норм.
В данном случае действия Семенова действительно могут квалифицироваться как «Фальсификация доказательств и результатов оперативно-розыскной деятельности» (п. 2 ст. 303 Уголовного кодекса Российской Федерации) [2].
Данное действие наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Заключение
Решение поставленной задачи показывает, что каждый оперативный работник, который принимает участие в оперативно-розыскной деятельности в ходе расследования уголовного дела, должен, прежде всего, знать и соблюдать законы.
Основной ошибкой Семенова в данной ситуации стал тот факт, что он надеялся на то, что его самовольное исправление технической ошибки в постановлении суда останется незамеченным, т.е. он не был осведомлен о порядке и процедуре представления доказательств в уголовном процессе.
Также Семенов не рассчитывал на то, что защитник Алешина может воспользоваться его ошибкой и потребовать исключения полученных доказательств из материалов дела.
Несмотря на тот факт, что Семенов действовал в интересах следствия, он должен быть наказан в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также лишен права осуществления профессиональной деятельности в правоохранительных органов Российской Федерации.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (в действ. ред. от 21 июля 2014 года) // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. – [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (Дата обращения: 26.08.2018)
2. Уголовный кодекс Российской Федерации № 63 от 13 июня 1996 года (в действ. ред. 29 июля 2018 года) // Консультант плюс. Информационно-правовой портал. – [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (Дата обращения: 26.08.2018)
3. Федеральный закон Российской Федерации № 126-ФЗ «О связи» от 07 июля 2003 года (в действ. ред. от 03 августа 2018 года) // Консультант плюс. Информационно-правовой портал. – [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_43224/ (Дата обращения: 26.08.2018)
4. Федеральный закон Российской Федерации № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года (в действ. ред. от 06 июля 2016 года) // Консультант плюс. Информационно-правовой портал. – [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7519/ (Дата обращения: 26.08.2018)
5. Аверьянова С.М., Логинова А.К., Смирнова Г.А. Принципы организации оперативно-розыскных мероприятий в современной правоохранительной практике // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации». – Краснодар: Кубанский федеральный университет, 2018. – С. 123–140
6. Голицына А.А. Оперативно-розыскная деятельность в России. – Волгоград: Смена, 2017. – 358 с.
7. Николаенкова М.И., Федорова Л.А. Нормативное регулирование оперативно-розыскной деятельности: история и современность. – Тула: Приоритет, 2018. – 268 с.