Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Среди обывателей имеется вопрос о том, что роль руководителя, лидера является сугубо мужской.
Рассматривая данный вопрос с психологической точки зрения можно отметить, что для современной общественной жизни присущ процесс выравнивания социальных прав мужчин и женщин. Это привело к своеобразной феминизации общества и появлению значительного количества женщин, занимающих высокие руководящие должности. Активная интеграция женской и
мужской модели поведения в бизнесе формирует осознанную необходимость
изучения гендерных особенностей поведения личности в управленческой деятельности.
Теоретические подходы к лидерству
Лидерство — управленческие отношения внутри группы, когда одни ее члены имеют моральные преимущества перед другими. Понятие лидера основывается на доминировании конкретного человека в коллективе. Неформальный руководитель выдвигается спонтанно и соответствует признакам:
2
- активность, инициативность для поиска решений задач;
- способность оказания влияния на конкретного человека или группу людей;
- информированность о социальной, трудовой ситуации;
- соответствие поведения социально-психологической атмосфере в группе, ее
моральным ценностям и нормам;
- наличие эталонных для коллектива личностных качеств;
- способность выходить за рамки эталонных ценностей без потери авторитета.
Сущность лидерства отражена в умениях организации социального поведения группы и представительских задачах при взаимоотношении с другими
коллективами. Способности лидера также заключаются в ответственности за
результат команды и поддержке комфортного микроклимата.
Понятие и природа лидерства определяется чертами характера, качествами
личности и ситуациями, в которых выполняется деятельность. Человек с неформальным авторитетом оказывает влияние на сотрудников, определяет цели и способы реализации задач. Сущность природы лидерских влияний отражает ряд теорий по исследованию доминирования в управлении и менеджменте.
Особенности ситуационной теории. Концепция, предложенная Ф. Фидлером,
была создана на основе традиционных теорий. Она опирается на обнаружение личностью способностей к руководству при наличии обстоятельств:
- группу возглавляет только человек, который может принять решение в данный момент; руководство социальным объединением переходит от делового
к информационному, эмоциональному лидеру;
- человек, достигший неформального авторитета, может занимать руководящие позиции.
Согласно Ж. Хартли, стремление к лидерству должно быть врожденным, но
само понятие о сущности лидерства — множественное [10].
Бихевиористская теория. Концепция лидерских черт основывается на наборе
психологических качеств руководителя. Социолог Э. Богардус отмечал энер-
3
гичность, интеллект, способность прогнозирования ситуации и тактичность.
Р. Стогдиллом выдвинута структура личностных качеств — уверенность,
сильная воля, организаторские таланты, компетентность, знание человеческой природы. В условиях реальных групп теория была опровергнута: неформальное лидерство свойственно человеку, не отличающемуся рабочими и
социальными достижениями.
Личностно-психологическая теория З. Фрейда З. Фрейдом выдвинута концепция, по которой лидерские качества возникают у неполноценных в моральном плане людей. Теория рассматривает человека:
- выросшего в нездоровой социально-психологической среде;
- с желанием господства и подчинения как психологической потребности
устранения личных комплексов;
- дуалистичного в плане управленческой позиции — при удовольствии от
безграничной власти возникает потребность в демонстрации превосходства.
Теоретические подходы к гендерным различиям в лидерстве
Понятие «гендер» описывает социально-психологические характеристики
личности, социальный статус, связанный с полом, то есть является социокультурным феноменом. Таким образом, термин «пол» выявляет биологические причины психологических различий, а «гендер» акцентирует внимание
исследователей на социальном и культурном происхождении этих отличий
[18].
Изучение культурного и социального значения, которое общество придает
различиям между мужчинами и женщинами составляет суть гендерного подхода в психологии. Важным элементом в исследовании гендерных различий
является противопоставление обществом мужских и женских ролей, норм
поведения, приемов выхода из конфликтных ситуаций. Здесь опять же подчеркиваются не физические различия, а сложный многокомпонентный социальный конструкт гендера.
Для понимания природы различий между социальными и культурными аспектами пола используют категории «маскулинность» и «фемининность».
4
Маскулинность обозначает набор определенных качеств и практик, позволяющих человеку репрезентировать себя как мужчину, фемининность - как
женщину. С. Бэм, которая занималась поиском и анализом как различий
между полами, так и сходства, выделила помимо маскулинности и фемининности, андрогинный гендерный психологический тип, который креативно
сочетает мужские и женские свойства и черты. Такое сочетание позволяет
личности лучше адаптироваться в социальном мире. С. Бэм считала андрогинную идентичность результатом интеграции лучших качеств противоположных полов. Она описывала андрогинов как людей с более гибким поведением, креативных, с положительным самооцениванием и более психологически благополучных [2].
Структура гендера описывается четырьмя группами характеристик: биологический пол, гендерные стереотипы, гендерные нормы и гендерная идентичность [8].
Гендерная проблематика выявляется в разных областях психологической
науки, не только в изучении межличностных взаимодействий и социальных
отношений, но и в исследовании таких сфер личности, как когнитивная или
эмоциональная. Наиболее ярким примером являются исследования гендерных особенностей в эмоциональной сфере и в агрессивном поведении.
Эмоциональность человека может проявляться на разных уровнях. Оказалось, что различия между мужчинами и женщинами лежат не в плоскости
переживаний и эмпатии, а в способах выражения своих чувств. Мужчины так
же, как и женщины, способны чувствовать и сопереживать, но они не желают
демонстрировать свои эмоции окружающим, поскольку это не соответствует
их гендерной роли. Общество требует от лиц мужского пола проявления силы и независимости.
От женщин же ждут выражения альтруистических чувств, направленных на
окружающих (любовь, забота о семье и детях). Мужчины более склонны к
эгоцентризму. Как показали исследования, не отмечается половых различий
5
в способности испытывать чувства страха и грусти, однако открытое выражение этих чувств больше присуще женщинам, нежели мужчинам [13].
Анализ эмпирических исследований
Существуют эмпирические исследования, посвященные изучению лидерства
в гендерном аспекте.
С.В. Гавриловская в своем исследовании изучала стереотипы женского предпринимательства. В опросе приняли участие 405 руководителей малых предприятий, среди которых женщин на 7,6% больше, чем мужчин. Исследователь пришла к следующим выводам:
- среди предпринимателей, имеющих незаконченное высшее образование, а
также тех, кто не по своей воле пришел в бизнес (мотивация их выбора – реальная безработица или угроза безработицы, отсутствие средств к жизни, невыплата зарплаты, а также давление извне), женщин, по сравнению с мужчинами-руководителями, больше. Вместе с тем терпящие экономический крах
безработные обездоленные женщины все же не являются основным источником пополнения рядов «бизнес-леди»;
- женщины ориентированы на устойчивые деловые стратегии и ведут свой
бизнес более ответственно и осторожно: они чаще мужчин - руководителей
планируют деятельность возглавляемого ими предприятия на перспективу от
1 года до 3-х и свыше лет; имеют постоянных потребителей, в т.ч. и среди
государственных органов, и реже выходят за пределы региона;
- женщины чаще рассматривают бизнес как возможность самореализации.
Среди 13,3% от общего числа всех руководителей, открывших дело, реализовав свою бизнес-идею, 68,3% женщин;
- женщины активнее осваивают позиции «вторых лиц» в фирмах (вице - президенты, главные управляющие), принимая на себя тяжесть внутреннего
управления производством и персоналом, а также чаще занимают две-три
руководящие должности (на 43,2% малых предприятий выборки высшее руководство представлено в единственном лице, из которых более 60% – женщины);
6
- из 6,4% респондентов, которые считают плохим текущее состояние своего
предприятия, женщин-руководителей только 22,8%. При этом руководители
с женским лицом чаще предпочитают вкладывать денежные средства сразу в
несколько направлений, не предвидя серьезных изменений в своем бизнесе;
- женский бизнес чаще ориентирован на потребителей – физических лиц, для
привлечения которых они предоставляют покупателям льготы (разные формы кредита, скидки, дисконтные карты, доставка товара и пр.), проводят активную рекламную деятельность (витрины, вывески, знаки, планшеты в торговом зале, упаковка) и не теряют надежду привлечь потребителей качеством, надежностью и уровнем сервиса;
- мягче складываются отношения у руководителей-женщин с конкурентами.
Более чем у половины из них нет вообще никаких проблем с конкурентами.
В то же время часть опрошенных указала на дезинформацию, обман, нечистоплотность со стороны конкурентов;
- взаимоотношения с государственными органами, со структурами, призванными обеспечивать поддержку малого предпринимательства, складываются у
как у женщин, так и у мужчин руководителей, весьма противоречиво. Государственные органы далеко не всегда выступают защитником и опорой. Поэтому взаимоотношения в системе малого предпринимательства строятся на
личных отношениях, истории взаимодействия конкретных людей, на их доверии друг другу [9].
Выводы
Лидерство – процесс социальной организации и управления общением в
определенной группе людей. Лидерство – искусство воздействия на других
для побуждения их к достижению определенных целей, что проявляется в
способности вести других за собой. Руководство - подразумевает выработку
директив и мотивацию подчиненных в выполнении заданий, направленных
на достижение целей работы.
7
Лидерские качества мужчин и женщин имеют общую природу и не зависят
напрямую от половых различий. Особенности лидерских качеств руководителя не зависят от их принадлежности к определенному полу, а зависят от того, насколько у них выражены черты маскулинности и фемининности. Чем
больше показатели маскулинности, тем больше склонность к авторитарному
стилю управлению, т.к. маскулинность предполагает такие черты личности
как сила, жесткость, агрессивность, влияние и власть, которые лежат в основе проявления авторитарного стиля.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Базарова, К.Т. Социально-психологические факторы развития лидерских качеств руководителя [Текст] / К.Т. Базарова. - М.: Рипол, 2008. - 240с.
2. Бем, С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов [Текст] / С. Бем. - М.: Российская политическая энциклопедия,
2014. - 336 с.
3. Бендас, Т.В. Гендерная психология [Текст] / Т.В. Бендас. - СПб.: Питер,
2014. - 431с.
4. Бовуар, С. Второй пол: в 2 т. [Текст] / С. Бовуар [пер. с фр. Н. Воробьевой, П. Воробьева, Я. Собко]. - К.: Основы, 2014. - 390 с.
5. Варзонова, Н.В. К вопросу о гендерном неравенстве в России [Текст] /
Н.В. Варзонова, И. Каса // Всероссийский научно-практический журнал «История, философия, экономика и право». – 2016. – 3. – С. 1 – 5.
6. Вержибок, Г.В. Направления исследований гендерных аспектов лидерства [Текст] / Г.В. Вержибок // Вестник восточносибирской открытой академии. - 2013. - №7. - С. 10 - 17.
7. Вержибок, Г.В. Типология гендерной культуры современной молодежи
[Текст] / Г.В. Вержибок // Российский научный журнал. – 2013. – № 2 (33). –
С. 124-130.
8. Владимирова, М.В. Гендерные особенности конфликтного поведения
[Текст] / М.В. Владимирова, К.С. Шалагинова // Студенческий научный форум. - 2013. - 98с.
8
9. Гавриловская, С.В. Женское предпринимательство: стереотипы и эмпирические наблюдения [Текст] / С.В. Гавриловская // Вестник СамГУ. 2014.
№ 3 (53). - С. 169 - 175.
10. Гончаров, В. В. В поисках совершенства управления [Текст] / В.В. Гончаров. – М.: Инфо-М, 2011. - 436с.
11. Горячкина, В.А. Гендерный аспект лидерства в организации [Текст] /
В.А. Горячкина // Евразийское научное объединение. - 2015. - Т. 2. - №4. - С.
164 - 166.
12. Ерастова, А.В. Лидерство: учебное пособие [Текст] / А.В. Ерастова,
О.В. Черкасова. - Саранск: Мордов. гос. ун-т., 2015. - 74с.
13. Задорожная, И.А. Гендерные различия поведения подростков в конфликтных ситуациях [Текст] / И.А. Задорожная // Новое слово в науке: перспективы развития: материалы II междунар. науч. - практ. конф. - Чебоксары:
ЦНС «Интерактив плюс», 2014. - С. 148-149.
14. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2013. - 366 с.
15. Круглова, М. А. Мотивация активности личности как регулятор социального поведения [Текст] / М.А. Круглова. - М.: Эксмо, 2014. - 96с.
16. Мылтасова, О.В. Особенности гендерных представлений современных
мужчин и женщин о себе [Текст] / О.В. Мылтасова // Актуальные проблемы
социологии культуры, образования, молодежи и управления: Материалы
Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Уральский федеральный университет. - 2016. - С. 702 – 707.
17. Наговицина, Л. П. Социально - ответственный бизнес и управление отношениями на основе экономики участия [Текст] / Л. П. Наговицина, Т. Ю.
Ширяева // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и
права. – 2015. – № 1. – С. 119–125.
18. Словарь гендерных терминов [Текст] / Под ред. А.А. Денисовой. - М.:
Информация – XXI век, 2015. - 256 с.
9
19. Тюрина, И.О. Гендерные аспекты занятости и управления [Текст] / Социологические исследования. - 2002. - №11. - С.135-142.
20. Чиликина, И.А. Гендерные особенности управленческой деятельности
[Текст] / И.А. Чиликина, Е.М. Бондарь: Конференция: международный молодежный научный форум «Ломоносов-2018», Москва, 2018. - С. 67 - 71.
21. Шевченко, З.В. Теоретико-методологические основы формирования и
репрезентации гендера [Текст] / З.В. Шевченко. - М.: Эксмо, 2013. - 108 с.
22. Штылева, Л.В. Эволюция ценностей гендерной социализации молодого
поколения [Текст] / Л.В. Штылева // Педагогика: научно-теоретический журнал Российской академии образования. – 2016. – №4 2016. – С. 42-48.