Фрагмент для ознакомления
2
1. Актуальность рассматриваемой в статье проблематики для соответствующей отрасли науки
Распад семьи является острой проблемой нашего общества. В настоящее время наблюдается стремительный рост количества разводов. По данным статистики, за последние годы резко возрастает число детей дошкольного возраста, которые воспитываются в неполных семьях, где, в подавляющем большинстве, воспитателем является мать.
Жизнь и условия воспитания ребенка без отца имеют явную специфику и существенно отличаются от жизни ребенка в полной семье. Даже если мать старается восполнить отсутствие отца и делает все возможное, чтобы соединить в себе обоих родителей, она в принципе не может реализовать одновременно обе родительские позиции - материнскую и отцовскую. Есть все основания полагать, что эти весьма специфические условия жизни ребенка будут отражаться на особенностях его личностного развития: его эмоциональном самочувствии, самооценке, отношении к окружающим людям.
Было проведено немало клинических наблюдений, которые свидетельствуют о травмирующей роли развода на маленького ребенка. Учитывая массовый характер такого явления, как неполная семья, чрезвычайно важно выяснить, имеет ли воспитание ребенка без отца устойчивые и закономерные последствия для развития личности ребенка. Ответить на вопрос довольно трудно, так как это требует достаточно объемных и сложных исследований.
Актуальность проблем вызвана наличием двух противоречий: с одной стороны, слабой изученностью проблемы в отечественной психологии, а с другой – огромным интересом к данной проблеме представителей разных направлений – психологов, педагогов, социологов, философов и общественности.
2. Научная новизна статьи
Обсуждается слабо представленное в русскоязычном научном пространстве направление исследования – психология решения личностных проблем. Результаты и выводы, полученные в ближайших предметных областях – психологии решения комплексных слабоструктурированных проблем и мыслительных задач – не могут быть напрямую перенесены в область решения личностных проблем.
3.Теоретическая значимость исследования, степень содействия прогрессу в соответствующей отрасли науки
Было проведено немало клинических наблюдений, которые свидетельствуют о травмирующей роли развода на маленького ребенка. Факт развода вызывает такие тяжелые последствия, как неврозы, депрессивные состояния и различные нарушения в поведении: озлобленность,
4.Практическая значимость исследования, возможность использовать результаты в психологической практике
В исследовании представлены результаты сравнительного анализа рисунков детей 5—7 лет, живущих в полных и неполных семьях. Между двумя выборками обнаружена следующая разница. Рисунки детей из неполных семей менее эмоциональны, слабее показана связь с другими людьми, образ Я. Наиболее значимые различия были обнаружены среди мальчиков. Данные говорят о том, что мальчики, живущие с одинокими матерями испытывают больший эмоциональный дискомфорт, чем девочки.
Полученные в ходе исследования данные могут быть использованы в практике психолога, педагога, семейных консультантов и представителей других профессий, связанных с воспитанием детей
5. Полнота обоснования гипотез исследования
Отдельным пунктом в статье гипотеза исследования не выделена. Параметры для оценки и интерпретации детских рисунков (цветовая гамма рисунка, прорисованность, порядок расположения и размер фигур, расстояние между ними и пр.). Можно полагать, что эти параметры применимы не только для качественной оценки отдельного рисунка, но и для количественного анализа рисунков больших групп детей. Естественно, такой количественный анализ не позволяет учесть много разных нюансов, значимых при индивидуальной интерпретации изображения. При этом выделаются разные выборки испытуемых с точки зрения особенностей их эмоционального состояния и личностного развития ребенка.
Основываясь на этом предположении, мы предприняли сравнительный анализ детских рисунков "моя семья" в двух группах детей 5 - 7 лет: живущих в полной и неполной семье
Перечисление между переменными
1) Сильная и средняя обратная корреляция не были обнаружены.
2) Слабая корреляция между переменными: продуктивной жизнью и чистоплотностью (0,27), честностью и общественным признанием (0,27), романтизмом и рационализмом.
3) Очень слабая прямая корреляция между переменными честностью и развлечениями (0,14), желаемым интеллектом и развлечениями (0,13).
Существует умеренная обратная корреляция между переменными:
1) Свобода и способность мечтать (-0,39). Чем меньше, предположим, материальной возможности и неспособности у семейной пары купить дом, тем больше они о нем грезят. И чем больше могут люди себе позволить, тем меньше желают что-либо.
2) Общественное признание и образ жизни (-0,37). Чем активнее и разнообразнее жизнь супругов, тем менее интересно общественное признание. Чем насыщеннее их семейная жизнь и интереснее находиться в семье, тем безразличнее окружающие их люди.
3) Желаемый интеллект и общественное признание (-0,37) – зазнайка. Чем выше стремление показать свой уровень интеллекта или индивидуальное свойство, тем ниже общественное признание.
4) Искусство и познание (-0,37), Чем выше потребность в развитии интеллекта, тем ниже потребность в искусстве. Чем выше желание читать книги, тем ниже желание сходить в музей. И так же, если один из супругов хочет выделиться раскрытием своей идеи в искусстве: живописи, интерьере, тем будет меньше желание играть в интеллектуальные игры.
5) Общественное признание и секс (-0,35). Чем выше потребность в сексе, тем ниже потребность в оценке окружающих. Чем менее эмансипирован человек, тем менее разнообразна и его сексуальная жизнь.
6) Секс и свобода (-0,34). Чем больше удовлетворенность в сексуальных отношениях супругов, тем меньше свободы и больше зависимость партнеров друг от друга. Если ввиду индивидуальных психологических особенностей один из супругов менее ревнив и дает свободу своему партнеру, а другой не склонен к измена, то в такой паре может быть сексуальная неудовлетворенность.
7) Широта взглядов и ортодоксальность (-0,33). Чем шире взгляды на жизнь, тем меньше ортодоксальность. Чем больше жена уделяет внимания семье, детям, мужу, тем меньше жизненного потенциала на что-то другое, чужие привычки и обычаи.
8) Способность зарабатывать и широта взглядов (-0,33). Чем выше желание и способность зарабатывать, тем меньше умение уважать чужие взгляды и принципы. Чем выше потребность зарабатывать, тем ниже потребностью к чужой точке зрения, скажем, благотворительность.
9) Расхождение/сходство интересов и творчество (-0,32). Чем больше расхождение взглядов, тем больше вырастает потребность в выражении себя, непонятого супруга. Выражает свое я, свое видение мира через живопись, резьбу, скульптуру и т.д. Чем меньше потребность в искусстве, тем больше взаимопонимания в чем-то другом.
10) Развлечение и расхождение/сходство интересов (-0,31). Чем больше заинтересованность в развлечениях, тем меньше расхождения в интересах у супругов. И напротив, чем больше расхождений в потребностях и интересах, тем меньше потребность во времяпровождении вместе.
11) Любовь и простота (-0,3). При увеличении потребности и значимости любви, повышается активность как физическая, так и умственная. Большое стремление привлечь внимание, завоевать расположение любимого человека. Излишняя простота в отношениях супругов приводит к охлаждению в отношениях.
Слабая обратная корреляция существует между переменными
1) Измены и общественное признание (-0,29), романтизмом и уверенностью в себе (-0,26), простотой и самоконтролем (-0,26).
2.2. Тест на совместимость
Проанализируем полученные результаты:
Пара 1 – количество совпавших ответов – 1 ("дети");
близки по значениям пункты эмансипация (58(с) – 56(с); ортодоксальность; животные, романтичность, искусство.
Пара 2. – совпавших ответов нет; близки по значению шкала – ортодоксальность, измены, хозяйка, чистоплотность, дети, честность, совместная деятельность, образ жизни, нетерпимость, забота о здоровье.
Пара 3 = совпавших ответов нет, близких по значению ответов нет.
Пара 4 – совпали ответы по шкалам "простота" и "совместная деятельность; близки по значению - "хозяйка", "инфантильность", "счестность", "желаемое", "способность мечтать", "гиперактивность", "пристрастия", "Забота о здоровье", "способность заработать", "расточительность – экономность".
Пара 5.
По результатам, полученным в ходе исследования, можно отметить, что в паре
1