Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Реагируя под влиянием внешних вызовов на современные тренды экономического развития России, конструкторы отечественной бюджетной политики в сохраняющейся ситуации повышенных финансовых рисков обоснованно стремятся обеспечивать своевременное совершенствование правового регулирования бюджетного процесса , направленное на дальнейшее упорядочение бюджетного законодательства, повышение эффективности и качества государственного управления бюджетной сферой, оптимизацию бюджетных расходов, укрепление бюджетно-финансовой системы в целом. Как отмечалось А.Г. Гуринович, «своевременно принятые всеми участниками бюджетного процесса меры по коррекции его правового регулирования явились важнейшей составной частью совместных усилий, действительно позволивших удержать ситуацию под контролем» . В данной работе важно разобраться в понятии бюджетного процесса.
Разработанность исследуемой темы в научной литературе следует признать достаточно широкой, поскольку вопросам формирования бюджета ученые-правоведы занимались.
Объект исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации правовых норм, касающихся порядка осуществления бюджетного процесса. Предмет исследования составляют теоретические вопросы, регулирующие вышеобозначенные отношения.
Целью работы является исследование особенности порядка осуществления бюджетного процесса.
Достижение названной цели обеспечивается путем решения следующих задач: исследовать понятие бюджетного процесса; рассмотреть особенности стадий бюджетного процесса.
Глава 1 Понятие бюджетного процесса
Правовед С.В. Степашин отмечает, что бюджет выступает наиболее обширной финансовой категорией, отсюда для него характерны все функции, которые принадлежат финансам, это: перераспределение валового внутреннего продукта; государственное регламентирование и непосредственно стимулирование экономики; финансовое обеспечение бюджетной области и реализация социальной политики государства; контроль за образованием и применением централизованных фондов денежных средств . Под государственным бюджетом понимается определенная форму перераспределительных отношений, которая связана с обособлением части национального дохода в собственность всего государства (либо субъекта Российской Федерации) и ее применением с целью удовлетворения потребностей всего общества и некоторых его государственно-территориальных образований. Область бюджетного рассредоточения средств занимает главное место в составе государственных финансов, что определено базовым положением бюджета по сравнению с иными звеньями финансовой системы .
В юридическом смысле под бюджетом понимают в первую очередь закон (или решение местного самоуправления), который разрабатывается на основании законодательства Российской Федерации Правительством РФ, рассматривается и утверждается Государственной Думой, а также одобряется Советом Федерации и подписывается Президентом РФ.
В ст. 11 Бюджетного кодекса (далее БК РФ) нашло отражение определение «правовая форма бюджета», где установлено, что федеральный бюджет утверждается в форме федерального закона, а бюджеты субъектов Российской Федерации - в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований.
Утверждение бюджета и его исполнение выступают важнейшими составляющими властных полномочий на всех уровнях - от федерального до местного. Этот процесс именуется бюджетным и регулируется соответствующими нормами законодательства.
В соответствии с абз. 9 ст. 6 БК РФ бюджетный процесс - это регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности .
Особенностью построения всего бюджетного процесса, видится множественность субъектов - участников внутрисистемного взаимодействия, представляющих каждый элемент бюджетной системы, взаимодействующих между собой в рамках одного бюджета (в частности, законодательные (представительные) и исполнительные органы власти соответствующего публично-правового образования), а также с другими субъектами, обслуживающими иные бюджеты бюджетной системы. Более того, одни и те же субъекты - участники наделены полномочиями по обслуживанию разных бюджетов бюджетной системы. Так, применительно к бюджетам публично-правовых образований полномочиями по утверждению бюджетов наделены законодательные (представительные) органы государственной власти, которые также утверждают бюджеты государственных внебюджетных фондов соответствующего уровня и отчеты об их исполнении. Это же можно отметить и применительно к осуществлению бюджетного контроля со стороны контрольно-счетных органов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрании законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» // Собрание Законодательства РФ. 1994. № 8. Ст. 801.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 03.08.1998. - № 31. - Ст. 3823.
Научная и учебная литература
4. Гуринович А.Г. Правовое регулирование бюджетного процесса: Учебник для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2017. 269 с.
5. Гуринович А.Г., Комарова Т.Л. О некоторых особенностях правового регулирования бюджетного процесса в Российской Федерации в текущий период // Юридическая мысль. 2016. № 2. С. 101.
6. Долгополов П.С. Бюджетный процесс: понятие, участники, процедуры // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 09.06.2018.
7. Омелехина Н.В. Бюджетная система Российской Федерации в системе институтов финансовой безопасности государства // Журнал российского права. 2017. № 7. С. 81 - 93.
8. Степашин С.В. Конституционный аудит. М.: Наука, 2006. С. 190 - 191.
9. Финансовое право: учебник для бакалавров / Б.Г. Бадмаев, А.Р. Батяева, К.С. Бельский и др.; под ред. И.А. Цинделиани. 3-е изд. М.: Проспект, 2016. 656 с.