Фрагмент для ознакомления
2
Охарактеризуйте эмоции, рассмотрите их классификацию и функции
Термин «эмоции» (от лат. Emoveo - трогает, волную) употребляется почти во всех европейских языках. В англоязычной литературе встречаются также термины «affeсt», «feeling» (чувства, переживания), и «emotion», которое, все же, является наиболее употребляемым.
Психология эмоций – это вся теория об эмоциях, собранная в психологии: сведения о природе, структуре, функциях и динамике протекания эмоций или эмоциональных процессов. Существует множество теорий эмоций, но теория Ч.Дарвина была исторически первой. До сих пор она считается очевидной, и не подлежащей сомнению 4, стр. 71.
В древние времена также появилась потребность в более эффективном способе мобилизации сил организма для выживания, а также побуждении и направлении физической активности, и активности мозговой деятельности, и для отбора сигналов восприятия мира. Чувства и эмоции стали выполнять эти функции в ответ на необходимость выживания и познания мира. В результате появились первые эмоции, которые стали основанием для всех появления других чувств и переживаний.
Человек и на собственном опыте, переживая эмоции, замечает, что аффективное волнение имеет органические проявления. Относительно связи волнения и органических проявлений, т.е. по вопросу, что является причиной, а что – следствием, сложно дать однозначный ответ. В. Вундт в конце XIX в. писал, что эмоции – это, прежде всего, внутренние изменения, характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на протекание представлений и в определенной степени оказывающих влияние последних на чувства. Итак, телесные изменения рассматриваются им как телесные последствия эмоций, которые, в свою очередь, влияют на движения души 11, стр. 26.
Таким образом, эмоциональная форма отражения имеет следующие особенности:
1. В эмоциях отражается отношение к предметной действительности, к объективным качествам предмета, значимых для субъекта. Эмоции выражают состояние субъекта.
2. Это отражение внешнего мира происходит не в форме образа, а в форме переживания.
3. Поскольку отражающая деятельность является одновременно психической и физиологической, то психофизиологический характер эмоциональных явлений является отчетливо двойственным. С одной стороны, это аффективное волнение, а с другой – органические проявления. Распространенной является точка зрения, что о наличии эмоционального переживания мы узнаем через ощущения, т.е. внешнее воздействие осознается как изменения в субъекте.
4. Целостное эмоциональное явление всегда представляет собой единство двух моментов: с одной стороны – определенного отображаемого содержания, с другой – собственно эмоционального переживания, т.е. того специфической окраски, с которым данное содержание отображается субъектом. Двойственное строение эмоционального явления наглядно демонстрирует тот факт, что один и тот же смысл может вызвать при разных условиях довольно разные переживания, иногда – прямо противоположные. И наоборот – одно и то же переживание может окрашивать разные мнения, представления, и каждое такое сочетание образует отдельное эмоциональное явление. Например, содержание субъективного переживания волнения может быть связано с опасением неудачи, с осознанием физиологических изменений в организме, с деконцентрацией внимания, с нервозностью. Предметом эмоционального переживания может быть и другая эмоция - человек может радоваться своему настроению или бояться его. Следовательно, идентификация эмоционального явления может вызвать сложности. Событие или явление, их содержание могут непосредственно радовать или огорчать человека в момент их воздействия на него, а могут и на длительное время повлиять на его настроение, если такое событие является важным для человека, особенно затрагивает его потребности, ценности. Этот внутренний, сугубо индивидуальный контекст составляет предмет настроения, непонятный для других. Поэтому эмоциональное явление всегда имеет предметность, содержание, даже если у самого человека, переживающего, складывается впечатление «беспредметности», скажем, настроения. Таким образом, эмоции всегда имеют смысл, они предметные, и эта предметность имеет специфическую окраску, она переживается человеком, вызывая страстность отображения 10, стр. 73.
5. В отличие от момента содержания, которое, отражая действительность, представляет в структуре эмоционального явления идеальное, момент эмоционального переживания всегда является реальным. Так, наслаждаясь приятными воспоминаниями или предчувствием приятной встречи, человек осознает, что то, чем он наслаждается, уже или еще нет, здесь и сейчас, одновременно само наслаждение является для него несомненным фактом в данный момент. Этот феноменологический аспект эмоций связан с доступностью для человека переживаний, которые могут быть как амбивалентными (например, ревность охватывают и любовь, и ненависть), так и динамическими, когда одни эмоции защищают самого человека от других его эмоций. Таким образом, переживания – это реальный факт, реальное свидетельство об эмоциях.
6. Эмоции в отличие от субъективных образов познавательного характера, которые имеют четкие аналоги в объективной действительности, отличаются исключительной субъективностью. Удовольствие, гнев, радость и т.д. существуют в мире только потому, что в этом мире есть существа – люди. Переживания живут в человеке. Обобщая, отметим, что специфика эмоций проявляется в содержании отображения, его форме, характере и в особенностях структуры и формы существования эмоций.
Психологи очень часто пользуются таким понятием как фундаментальные (базовые, первичные) эмоции. Ведь эмоция считается фундаментальной, если она имеет свой собственный механизм возникновения (специфический внутренне детерминированный нервный субстрат), выражается вовне особыми мимическими или нервно-мимическими средствами и является субъективным переживанием. К фундаментальным эмоциям относятся 10 базовых эмоций: пять положительных и пять отрицательных.
Положительные эмоции:
Интерес (любопытство, заинтересованность) – эмоциональное состояние, способствует развитию навыков, умений, получению знаний. Интерес – положительная эмоция, инициирующая обучение, развитие навыков и умений, творческие устремления.
Радость – эмоция, при которой человек становится уверенным в себе, начинает понимать, что живет не зря, что жизнь полна глубокого смысла. Радость – положительное эмоциональное возбуждение, возникающее при появлении возможности удовлетворить актуальную потребность.
Удивление порождается резким изменением стимуляции. Причиной возникновения являются внезапные, неожиданные события. Удивление – резкое повышение нервной стимуляции, возникающей вследствие какого-то неожиданного события. Возникновение данной эмоции способствует мгновенной ориентации всех познавательных процессов на объект, вызвавший удивление 6, стр. 37.
Стыд характеризуется осознанием несоответствия собственных мыслей, поступков и внешности не только ожиданиям других людей, но и собственным представлениям о должном поведении и внешнего образа. Стыд возникает как переживание несогласованности (действительной или только кажущейся) между нормой поведения и фактическим поведением, прогнозирования негативной оценки окружающих. Стыд мотивирует желание спрятаться, исчезнуть.
Вина – интенсивное чувство собственной неправоты в отношении человека или группы людей. Вина может ощущаться по себе, когда человек понимает, что его поступок вступает в противоречие с его характером. Вина стимулирует мыслительные процессы, связанные с осознанием вины и поиском путей исправления ситуации. Вина – эмоция, похожая на стыд, поскольку также возникает в результате рассогласования ожидаемого и реального поведения. Однако стыд могут породить какие-либо ошибки, вина же возникает при нарушениях морального характера, причем в ситуациях, в которых человек чувствует личную ответственность.
Рис.1. Виды базовых эмоций
Отрицательные эмоции:
Горе в своем составе содержит эмоцию печали, и главной причиной является потеря (временная – разлука, постоянная – смерть), реальная, мнимая, физическая или психологическая. Горе способствует укреплению социальных связей и группового единства. Горе – эмоция, обусловленная комплексом причин, связанных с непоправимыми жизненными потерями.
Гнев – эмоциональное состояние, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением значительного препятствия на пути удовлетворения чрезвычайно важной для субъекта потребности, имеет
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип / Г.С. Абрамова. - М.: Академия, 2010. - 672 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология / Андреева Г.М. - М.: МГУ, 2002. – 456 с.
3. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Наука, 1980. – 335 с.
4. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2008. - 304 с.
5. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др.; Под ред. А.В. Петровского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 2009. – 288 с.
6. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Академия, 2005. - 368 с.
7. Выгодский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выгодский. – М.: Астрель, 2008. – 672 с.
8. Горянина В.А. Психология общения / В.А. Горянина. - М.: Академия, 2002. – 321с.
9. Дубровина И.В. Психология. - М.: Академия, 2007. – 463с.
10. Зауш-Годрон Ш. Социальное развитие ребенка / Ш. Зауш_Годрон. - СПб.: Питер, 2004. – 123 с.
11. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Дошкольное воспитание и развитие / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 123 с.
12. Кравченко, Ю.Е. Психология эмоции. Классические и современные теории и исследования / Ю.Е. Кравченко. - М.: Форум, 2012. - 544 c.
13. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Олма-Пресс, 2009. – 398с.
14. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика / Л.В. Мардахаев. - М.: Гардарики, 2006. - 216 с.
15. Немов Р.С. Общие основы психологии. - М.: Просвещение, 2006. - 276с.
16. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. – Ростов н/Дону, 2001. – 424с.
17. Радугин А.А. Психология. - М.: Центр, 2005. - 378 с.
18. Шульга Т.И. Эмоционально-волевой компонент психологической готовности к обучению школьников / Т.И. Шульга // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». - 2012. - № 1. - С. 60–66.
19. Экман, П. Психология эмоций / П. Экман; Пер. с англ. В. Кузин; Под науч. ред. Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2013. - 240 c.
20. Экман, П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь / П. Экман; Пер. с англ. В. Кузин; Под науч. ред. Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2012. - 334 c
21. http://svoboda-emociy.com/psihologiya-emociy.html
22. http://mypsiholog.com