Фрагмент для ознакомления
1
1.Вертикальные соглашения, ограничивающие конкуренцию 3
2.Классификация (виды) монополий 6
3.Порядок возбуждения дел о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольными органами 9
4.Типы конкурентных рынков: совершенная конкуренция, чистая монополия 12
Список используемой литературы 15
Фрагмент для ознакомления
2
1.Вертикальные соглашения, ограничивающие конкуренцию
Достаточно сложной и не до конца решенной проблемой законодательства о конкуренции является ограничивающие конкуренцию вертикальные соглашения.
Согласно статье 11 Закона о защите конкуренции регламентируется запрет на следующие нарушения конкуренции :
1) соглашения, которые ограничивают конкуренцию;
2) согласованные действия, которые ограничивают конкуренцию (сговор).
Согласно ст. 4 данного закона соглашение является договоренностью в письменной или устной формах.
Вертикальные соглашения представляют собой соглашения между хозяйствующими субъектами, не конкурирующими между собой, один из которых приобретает товары, а другой предоставляет товары (п. 19 ст. 4 Закона о защите конкуренции).
Допущение вертикальных соглашений предусмотрено ст. 12 Закона, если:
- соглашения являются договорами коммерческой концессии;
- доля каждого хозяйствующего субъекта на любом рынке не превышает 20%.
Вертикальные соглашения можно рассматривать как соглашения между субъектами, которые относятся друг к другу как поставщик и покупатель, т.е. действуют на разных рынках, но связаны одной вертикальной цепочкой в перемещении товаров.
При этом агентский договор не является вертикальным соглашением.
В рамках вертикальной договоренности производитель и продавец могут договариваться ограничении доступа конкурентов производителя к торговой площади продавцов. Таким образом, предмет вертикального соглашения – это не договор купли-продажи товаров, а дополнительные условия их продаж, препятствующих или ограничивающих конкуренцию на рынке.
В противном случае такие соглашения могут привести к следующим негативным последствиям:
- установление или поддержание цен (тарифы), скидок, надбавок (доплаты);
- повышение, снижение или поддержание цен на торге; раздел рынка по территориальным принципам, объемам продажи или покупки товара, ассортиментам;
- экономически не обоснованный отказ от заключения договора с определенным продавцом либо покупателем (заказчик);
- навязывание контрагентам невыгодных договорных условий;
- необоснованное установление цен (тарифы) на одинаковые товары;
- сокращение или прекращение производства товара, на который есть спрос;
- создание ограничений доступа на рынок или выхода с рынка другим субъектам;
- установление условий членства в профессиональных объединениях, если они могут привести к ограничению конкуренции.
Основные виды вертикальных соглашений:
1) соглашение о поддержании цен при перепродаже - розничные цены фиксируются производителями или определяются верхние/нижние пределы цен;
2) эксклюзивные соглашения о распределении – распределительная организация (дистрибьютор) получает эксклюзивные права на работу в данной местности, или на определенных клиентов, или на определенные товары;
3) эксклюзивные дилинговые соглашения – фирмы не могут работать с производителями - конкурентами;
4) соглашения о связанной продаже – торгово-посредническая фирма обязана закупать навязанные ассортименты товара;
5) навязывание объемов закупок – от торгово-посреднической фирмы требуют закупать определенные минимальные объемы товара.
Вертикальные соглашения не допускаются, если:
1) соглашение приводит к установлению цен перепродажи товаров;
2) соглашением продавцы товаров предъявляют покупателям требование не допускать товары конкурентов для продажи.
Пресечение ограничивающих конкуренцию вертикальных соглашений и согласованных действий хозяйствующих субъектов осуществляется за счет общей административной процедуры рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства. По итогам рассмотрения дел выносят решения о наличии или отсутствии нарушений в антимонопольном законодательстве. При наличии такого нарушения виновные лица получают предписание, в котором содержатся требования, направленные на пресечение нарушений, обеспечение соблюдения антимонопольного законодательства. Также в предписании могут содержаться санкции, например, обязанности перечислить в бюджет незаконно полученные доходы.
В случае если данные соглашения и согласованные действия содержат признаки административного правонарушения по КоАП РФ, также возбуждается дело об административном правонарушении (административная процедура по применению к нарушителям мер административной ответственности) .
2.Классификация (виды) монополий
Монополия является особым экономическим явлением, которое характеризует состояние рынка в условиях развития несовершенной конкуренции, то есть когда на нем присутствует единственный продавец какого-либо товара или услуги. Конкуренция же наоборот предполагает наличие выбора у потребителей благ, а также разделение экономической власти (доли) на рынке между основными производителями этих благ.
Таким образом, основными особенностями монопольной власти являются:
присутствие на рынке единственного производителя какого-либо блага,
Фрагмент для ознакомления
3
1. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 11.10.2018)// Консультант-Плюс
2. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О защите конкуренции" (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.08.2018)// Консультант-Плюс
3. Федеральный закон «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ// Справочная служба «Консультант-Плюс»
4. Гальперин В.М. Микроэкономика. – СПб.: Институт «Экономическая школа», 2014. – 520 с.
5. Голиков М.Н. Микроэкономика. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 382 с.
6. Гуляев Г.Ю. Эволюция теории конкуренции// Экономика и экономические науки. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-teorii-konkurentsii
7. Фролова Т.А. Экономическая теория. – Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2017. – 479 с.
8. http://ecsocman.hse.ru/ - федеральный образовательный портал
9. http://www.fas.gov.ru/ - федеральная антимонопольная служба РФ