Фрагмент для ознакомления
2
В чем заключается диссоциация в развитии активного и пассивного словаря ребенка
Введение
Расширение поля социального взаимодействия и отношений ребенка, усложнение его деятельности и общения со взрослыми в онтогенезе, приводят к постепенному росту словаря. В настоящее время, в науке отмечаются расхождения в установлении жестких количественных и возрастных нормативов/показателей, как в отношении абсолютного состава словаря, так и в отношении его прироста. В силу того, что условия жизни оказывают на развитие словаря большое влияние, его количественное и качественное наполнение может отличаться у разных детей.
Развитие словаря ребёнка тесно связано, с одной стороны, с развитием познавательных процессов и с развитием фонетико-фонематического, грамматического и др. строя речи.
Стойкие диссоциации, нарушения, замедление актуализации словарного запаса, зачастую наблюдается при нарушенном речевом развитии (Р.И.Лалаева, Н.В.Серебрякова) [5].
Авторы подробно описывают нарушения лексики у детей с ОНР, отмечая снижение словарного запаса, диссоциации в наполненности и развитии активного и пассивного словаря, не всегда адекватное употребление слов, вербальные парафазии, несформированность семантических полей, трудности актуализации словаря.
1. Общая характеристика пассивного и активного словаря в онтогенезе речевого развития
Словарь ребенка/взрослого состоит из основных единиц речи – слов, которые обозначают предметы и явления, действия, признаки окружающей действительности[2].
Выделяют активный и пассивный словарь. Пассивный словарь определяет ту часть словарного состава языка, которая понятна ребенку. Он может зависеть от возраста, психического развития, социальной среды и т.д.
В активный словарь входит та часть словарного состава языка, которая свободно употребляется в повседневной жизни конкретным ребенком. Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова [5], отмечают, что развитие словаря ребенка осуществляется с одной стороны в тесной взаимосвязи с развитием мышления и других познавательных процессов, а с другой стороны, со всеми компонентами речи (фонетико-фонематическим и грамматическим строем речи и др.) в процессе социального взаимодействия ребенка. С помощью речи и слов, ребёнок обозначает лишь то, что доступно его пониманию, поэтому в словаре ребенка рано появляются слова конкретного значения, и, позднее – обобщающего характера и абстрактные понятия. Согласно мнению обозначенных выше авторов, развитие лексики в онтогенезе обусловлено также представлениями ребёнка об окружающей действительности. По мере того, как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и др., наполняется и его словарь.
Освоение ребенком окружающего мира реализуется в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями и в общении со взрослыми. С развитием психических процессов (мышления, восприятия, памяти) и с расширением контактов с окружающей действительностью, постепенным обогащением сенсорного опыта ребёнка, с качественным изменением его деятельности, формируется и наполняется словарь в количественном и качественном аспектах.
Относительно развития объема словаря и его прироста, в исследованиях отмечается значительное расхождение, так как существуют индивидуальные особенности развития словаря у детей, в зависимости от особенностей жизни, воспитания, культуры и т.д. Как было указано выше, развитие лексики определяется социальной средой в которой воспитывается ребенок и возрастные нормы словарного запаса детей одного и того же возраста, могут колебаться в зависимости от индивидуальных особенностей и уровня включенности ребенка в социум, так как словарь усваивается в процессе общения.
На первых этапах развитие детских слов реализуется по типу условных рефлексов –воспринимая новое слово, ребенок связывает его с предметом, а затем воспроизводит его.
В норме, в период от 1,5 до 2 лет, ребёнок переходит от пассивного при
Фрагмент для ознакомления
3
3. Елецкая О.В., Логинова Е.А., Пеньковская Г.А., Смирнова В.П., Тараканова А.А., Тимакова С.М., Щукина Д.А. Мониторинг коррекционно-логопедической работы. Учебно-методическое пособие / под ред. О.В. Елецкой. – М.: ФОРУМ, 2016. 400 с.
4. Леонтьев А. А. Слово в речевой деятельности: Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. М., 1965.
5. Лалаева Р.И. Серябрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - СПб.: Изд-во «Союз», 2001. – 224с.
6. Макарова Н.В. Речь ребенка от рождения до 5 лет. - СПб.: КАРО, 2004. – 190 с.
7. Хвалина Е. Н. Исследование по развитию активного и пассивного словаря детей младшего школьного возраста с системным недоразвитием речи // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 846-850.
8. Шестакова Н. В. Состояние активного и пассивного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 13. – С. 66–70.