Фрагмент для ознакомления
2
1. Основные методы исследования в психологии
Исследования в области психологии проводятся в полном соответствии со стандартами научного метода, охватывая как качественные этиологические, так и количественные статистические методы для генерации и оценки объяснительных гипотез в отношении психологических явлений. Там, где разрешается исследовательская этика и состояние развития в данной области исследований, исследование может проводиться экспериментальными протоколами. Психология имеет тенденцию быть эклектичной, опираясь на научные знания из других областей, чтобы помочь объяснить и понять психологические явления. Качественное психологическое исследование использует широкий спектр методов наблюдений, в том числе исследования действий, этаографию, поисковые статистические данные, структурированные интервью и наблюдение участников, чтобы обеспечить сбор богатой информации, недостижимой классическим экспериментированием. Исследования в области гуманистической психологии чаще всего выполняются этнографическими, историческими и историографическими методами. Психологи используют много разных методов для проведения исследований. Каждый метод имеет свои преимущества и недостатки, которые делают его пригодным для определенных ситуаций и непригодным для других.
Одной из целей науки является описание. Описательные методы исследования в значительной мере объясняют и описывают различные явления. Они не делают точных прогнозов, и они не определяют причину и следствие.
Метод наблюдения - это основной метод современной психологии, сущность которого заключается в том, что научные факты собираются за не вмешательство в жизнь объекта, а пассивное созерцание этого факта [1, с. 58].
Наблюдение можно проводить как кратковременно, так и долговременно. Поэтому есть такие виды наблюдений - метод поперечного среза (кратковременное) и лонгитюдное (долгосрочное).
Исследователь может выполнять роль пассивного наблюдателя (отстраненное наблюдение), а может активно взаимодействовать с объектом изучения, одновременно наблюдая за ним (включенное наблюдение).
Наблюдение может быть как выборочным, так и общим, по предмету и за объектом. Например, общее по объекту - наблюдение ведется за всеми членами коллектива. Выборочное за объектом - к наблюдению включены только отдельные члены коллектива. Общее по предмету - в объекте наблюдения исследуются все проявления психики (характер, темперамент, воля). Выборочное по предмету - у всего массива (объекта) исследуется только одна проблема (мышление или память).
Методом наблюдения пользуются не только ученые, но и студенты, например, при накоплении данных для написания психологических характеристик личности.
Эксперимент - основной метод психологии, который заключается в том, что факты получаются путем создания специальных условий, в которых объект мог бы наиболее ярко проявить предмет исследования [3, с. 141].
Различают эксперименты: лабораторный и естественный, констатирующий и формирующий.
Лабораторный проводится в специальных психологических лабораториях с помощью соответствующей аппаратуры.
Естественный эксперимент осуществляется в обычных для испытуемого условиях деятельности. Естественный эксперимент, так же, как и лабораторный, проводится по определенной программе, но так, чтобы человек не знал, что ее исследуют и решала задачи спокойно, в обычном для нее темпе.
Констатирующий эксперимент направлен на фиксацию имеющихся психологических особенностей человека, формувальний- ориентирован на стимуляцию желаемых психических проявлений. Также в психологии используется ряд вспомогательных методов. В частности, это метод опроса.
В исследовании методом опроса участники исследования отвечают на вопросы, которые задаются путем через интервью или опросные листы. После того как участники ответят на вопросы, исследователи описывают полученные ответы. Для того чтобы опрос был как надежным, так и действительным, важно, чтобы вопросы были построены правильно. Вопросы должны быть написаны, чтобы они были понятны и понятны.
В анкету могут включаться открытые и закрытые вопросы, частично открытые или рейтинговые вопросы.
Тестирование различных аспектов психологической функции - значительная область современной психологии. Преобладают психометрические и статистические методы, в том числе различные известные стандартизированные тесты.
Академические психологи могут сосредоточиться исключительно на исследовательской и психологической теории, стремясь к дальнейшему психологическому пониманию в определенной области, в то время как другие психологи могут работать в прикладной психологии, чтобы развернуть такие знания для немедленной и практической выгоды. Однако эти подходы не являются взаимоисключающими, и большинство психологов будут участвовать в исследовании и применении психологии в какой-то момент своей карьеры. Клиническая психология, среди многих различных дисциплин психологии, направлена на развитие у практикующих психологов знаний и опыта исследований и экспериментальных методов, которые они будут продолжать наращивать, а также использовать, поскольку они относятся к людям с психологическими проблемами или используют психологию, чтобы помочь другие [2, с. 87].
Количественная психология включает применение статистического анализа для психологических исследований и разработку новых статистических подходов для измерения и объяснения поведения человека.
Психометрия - это область психологии, связанная с теорией и техникой психологических измерений, которая включает в себя измерение знаний, способностей, взглядов, интересов, достижений в определенной степени или курса и личностных качеств. Измерение этих ненаблюдаемых явлений затруднено, и большая часть исследований и накопленных знаний в этой дисциплине была разработана в попытке правильно определить и количественно оценить такие явления. Психометрические исследования обычно включают в себя две основные исследовательские задачи, а именно: построение инструментов и процедур измерения; и разработка и уточнение теоретических подходов к измерению.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Введение в психологию / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Изд. центр «Академия», 2013. – 496 с.
2. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М. : ЧеРо, 2010. – 336 с.
3. Годфруа Ж. Что такое психология? - М.: Пресс, 2011. - 320 с.
Список использованных источников
1. Максименко С.Д. Психология в социальной и педагогической практике: методология, методы, программы, процедуры. Учебное пособие для высшей школы / Максименко С.Д. - М: Наукова думка, 1999. - 216 с.
2. Основы психологии: Учебник / Под общ. ред. О.В.Киричука, В.А. Роменця. - 4-е изд., Стереотип. - М: Просвещение, 1999. - 632 с.
3. Рыбак В.В. Психология развития личности / Рыбалка В.В. - М.: ИЗМН, 1996. - 235 с.
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / Рубинштейн С.Л. - СПб: Питер, 2000. - 720 с.
Список использованных источников
1. Кордуэлл М. Психология. А – Я: Словарь-справочник / Пер. с англ. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2009.- 560 с.
2. Крысько, В. Г. Общая психология в схемах и комментариях / В. Г. Крысько ; рец. : Т. Ф. Базылевич, И. В. Шаровов. - СПб. [и др.] : Питер, 2009. - 253 с.
3. Маклаков А. Г.Общая психология. – СПб: Питер, 2012. – 592 с.
Список использованных источников
1. Вайнштейн Л.А. Поликарпов В.А., Фурманов И.А. Основы общей психологии. – Минск: Высшая школа, 2011 – 200 с.
2. Введение в психологию / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Изд. центр «Академия», 2013. – 496 с.
3. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 576 с.
Список использованных источников
1. Козубовский, В.М. Общая психология: познавательные процессы: учебное пособие/ В.,М. Козубовский. - 3-е изд. - Минск: Амалфея, 2016. - 368 с.
2. Петровский, А.В. Общая психология: Учеб. Для студентов пед. ин-тов / А.В.Петровский, А.В. Брушлинский, В.П.Зинченко и др. - М.: Просвещение, 2016. – 464 с.
3. Психология / Под ред. А.А. Крылова.- М.: Проспект, 2015.- 584 с.
4. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн. – СПб: Питер, 2012. -720 с.
Список использованных источников
1. Дружинин, В.Н. Когнитивная психология: учебник для вузов / под ред. В.Н.Дружинина, Д.В. Ушакова. М., 2006. – 480 с.
2. Зинченко П.И. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. СПб.: Питер, 2002. – 311 с.
3. Психология / Под ред. А.А. Крылова.- М.: Проспект, 2015.- 584 с.
Список использованных источников
1. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологи/Ю.Б. Гиппенрейтер – М.: Юрайт, 2000 – 336 с.
2. Пиаже Ж. Психология интеллекта / Ж. Пиаже; [пер. с франц. А. М. Пятигорского]. – СПб.: Питер, 2003. – 192 с.
3. Психологический словарь / под отв. ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков.-М.: Педагогика Пресс, 2011.-440с.
4. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2010. – 713 с.
Список использованных источников
1. Андреева, Г.М. Социальная психология /Г.М. Андреева. – М.: МГУ, 2012. – 429 с.
2. Предпосылки формирования характера. Как и когда формируется характер ребенка и можно ли на это повлиять – Электронный ресурс. – Режим доступа: https://ecoprog.ru/prerequisites-for-character-formation-how-and-when-is-the-character-of-the-child-formed-and-is-it-possible-to-influence-it.html - Дата обращения: 24.12.2018.
3. Развитие характера человека: особенности, условия и основные факторы - Электронный ресурс. – Режим доступа: http://psyh.info/psihologiya-lichnosti/harakter/razvitie-haraktera-cheloveka.html – Дата обращения: 24.12.2018.
Список использованных источников
1. Актуальные проблемы профессионального развития личности: сб. науч. ст. / ГрГУ им. Я. Купалы; науч. ред.: Л. М. Даукша, А. В. Ракицкая. – Гродно: ЮрСаПринт, 2016. – 404 с.
2. Понимающая психология (Э.Шпрангер) – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/psiteol/txt22.htm – Дата обращения: 24.12.2018.
3. Сердюк И.И. Учебно-методическое пособие по курсу «Социальная психология». – Краснодар : Краснодарский ЦНТИ, 2012. - 137 с
4. Ярошевский М.Г. История психологии: от античности до середины XX в. учеб. пособие. – М., 1996. – 416 с.
Список использованных источников
1. Алексеева Е.А., Выбойщик И.В., Паршукова Л.П. Акцентуация характера: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2002. – 47 с.
2. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков// Психология индивидуальных различий. Тексты /под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: Изд-во МГУ, 1982. – С. 288-318.
3. Моисеева О.Ю. Психодиагностика индивидуальных особенностей личности. Часть 2. Психодиагностика характера: Учебно-методическое пособие. – Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2007. – 141 с.