Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1. Государственная Дума Федерального Собрания обратилась в Конституционный Суд России с запросом о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции РФ. Государственная Дума в своем запросе исходит из того, что Конституция РФ не определяет, кто и каким образом осуществляет включение нового наименования субъекта Российской Федерации в ст. 65 Конституции РФ. Представитель заявителя полагает, что указанное изменение вносится указом Президента РФ. Прав ли заявитель? Аргументируйте данную правовую позицию.
Статьи 71 и 72 Конституции Российской Федерации не относят вопрос об изменении наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа ни к ведению Российской Федерации, ни к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Следовательно, в силу статьи 73 Конституции Российской Федерации решение вопроса об изменении своего наименования относится к исключительному ведению субъектов Российской Федерации. Такое решение, принятое в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, является правовым основанием для внесения нового наименования в статью 65 Конституции Российской Федерации.
Статья 137 Конституции Российской Федерации предусматривает особые случаи внесения изменений в статью 65 Конституции Российской Федерации. Из сопоставления частей 1 и 2 статьи 137 и части 5 статьи 66 Конституции Российской Федерации следует, что только такие изменения статьи 65, которые связаны с принятием в Российскую Федерацию и образованием в ее составе нового субъекта, с изменением конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона. Для включения в Конституцию Российской Федерации лишь нового наименования субъекта Российской Федерации принятие федерального конституционного закона не требуется.
Не является необходимой в данном случае и процедура, предусмотренная статьей 136 Конституции Российской Федерации, которая завершается принятием специального правового акта о конституционной поправке, имеющего особый статус и отличающегося как от федерального закона, так и от федерального конституционного закона.
Анализ норм главы 9 Конституции Российской Федерации, регулирующих процедуру пересмотра Конституции и внесения конституционных поправок, показывает, что предусмотренный частью 2 статьи 137 упрощенный порядок включения в статью 65 нового наименования субъекта Российской Федерации допустим только в тех случаях, если переименование не связано с возможными отступлениями от смысла иных конституционных норм и потому не требует применения процедур, перечисленных в статьях 135, 136 и 137 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
2. Грачев Н. И. Основы конституционного строя как общеправовые принципы /Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5, Юриспруденция. - 2013. - № 1 (18). - С. 12-18.
3. Крусс В.И. Конституционное правопонимание и конституционализация российской правовой системы // Сборники Президентской библиотеки. Серия «Историческое правоведение». Вып. 1: Российский конституционализм в контексте историко-правовых исследований: сб. науч. трудов / под общ. ред. д-ра юрид. наук, проф. Д.И. Луковской, д-ра юрид. наук Н.В. Дунаевой. СПб., 2014.
4. Лучин В. О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации / В. О. Лучин. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 687 с.
5. Мазурин С.В. Актуальные проблемы правового значения Конституции РФ //Социология и право, 2013, № 22, С.46-51
6. Подмарев А.А. Правовые позиции Конституционного Суда России по проблемам ограничения прав и свобод человека и гражданина // Конституционное развитие России: межвузовский сборник научных статей. Вып. 7. Саратов, 2006.
7. Сапун В.А. Конституция Российской Федерации и уровень доверия к праву //Социология и право, 2013, № 22, С.5-10