Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Мышление является предметом исследования философов, психологов, физиологов и специалистов других областей знания. Реализация системно - деятельностного подхода в современной общеобразовательной школе, компетентностного подхода в высшей школе определяют необходимым условием развитие обучающихся и овладение ими универсальными учебными действиями и компетенциями, связанными с развитием мышления. В дидактическом аспекте мышление рассматривается как взаимосвязь психологических характеристик процесса мышления и философских методологических характеристик мышления, что оказывает активное влияние на формирование мировоззренческой позиции обучающегося. Мышление как опосредствованное и обобщенное познание человеком предметов и явлений объективной действительности в их существенных свойствах, связях и отношениях рассматривали многие ученые.
В сфере науки традиционно выделяют два уровня познавательной деятельности: эмпирический и теоретический. Для эмпирического уровня познания присуще применение практических методов исследования, направленных на накопление фактов об объекте. Здесь широко применяются наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, составляются таблицы, графики, диаграммы, схемы.
Теоретическое исследование направлено на выявление сущностных связей объекта и осуществляется в основном при помощи абстракций - категорий, законов, идей, гипотез, теорий. Ядро теории образует теоретический объект Оба эти уровня связаны между собой, но эмпирический уровень исторически предшествует теоретическому. Но это не дает основания для утверждения, что эмпирический уровень всегда первичен в науке.
1.Понятие эмпирического и теоретического мышления
Познание опирается на факты и дает им теоретическое объяснение. Поэтому в структуре научного знания вполне четко различимы:
1) область установленных фактов;
2) теоретические конструкции, которые объясняют эти факты.
Исходя из этого, в научном познании выделяют эмпирический и теоретический уровни. На эмпирическом уровне рождается то содержание, которое является итогом непосредственного изучения реальности, т.е. весь фактуальный материал, служащий фундаментом для последующего теоретизирования. Теоретический же уровень - это сфера различных обобщений, гипотез, теорий, которые надстраиваются над фактуальным базисом и дают его концептуальное толкование.
Теоретическое мышление направлено на познание законов, правил. Данный вид мышления отражает существенное в явлениях и объектах на уровне закономерностей и тенденций. Теоретическое мышление обычно отличают от эмпирического мышления.
Эмпирическое мышление предполагает принятие решения исходя из практики, основываясь на имеющемся опыте.
Системное мышление сопряжено с анализом, позволяющим вскрыть структурные и функциональные связи между элементами сложных объектов, представимых в качестве целостных систем. При этом всё многообразие взаимосвязей системы сводится к единой картине. В качестве разновидности системного мышления, учитывающей противоположные стороны объектов, выступает диалектический подход .
Дедукция определяется как переход от предложений-посылок к их следствиям (заключениям). При этом звенья цепи умозаключений связаны отношением логического следования. Если посылки дедукции истинны, то истинны и её следствия. Дедукция рассматривается в качестве основного средства доказательства, противоположного индукции.
Индукция (, согласно определению, представляет собой вид обобщения, связанный с предвосхищением результатов наблюдений и экспериментов на основе данных опыта. Схемы умозаключений, предлагаемые логикой индукции, предполагают улавливание причинно-следственных отношений и позволяют выдвигать предположительные суждения-гипотезы априорно, до их проверки и обоснования. Индукция даёт лишь вероятные, правдоподобные заключения, нуждающиеся в дальнейшей проверке. Если дедукция позволяет установить причины того или иного явления, то индукция позволяет прогнозировать (предвосхищать) его следствия.
Сопряжённость причины и следствия находит своё отражение в логическом мышлении.
Логика является обобщённым способом анализа эмпирических данных, определяемым как метод анализа дедуктивных и индуктивных процессов мышления. Логический метод позволяет из истинных суждений - посылок получить истинные суждения - заключения.
Рассмотренные виды логических операций используются при анализе данных, полученных эмпирическим (опытным) путём, что позволяет отнести их к разновидностям эмпирического мышления.
Сущность ассоциативного и дивергентного мышления раскрывается посредством категорий подобие и многообразие. На основе данных понятий формулируется принцип реализации подобия в многообразии (принцип фрактальности).
Ассоциативное мышление предполагает использование ассоциации, то есть аналогии с чем-то. По определению, актуализация ассоциации состоит в том, что появление одного члена ассоциации регулярно приводит к появлению другого (других). В основе устойчиво повторяющейся ассоциации лежит принцип детерминизма, необходимости. Указанное, в частности, соответствует тем представлениям, что психофизической основой ассоциации
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Веденов, А.А. Моделирование элементов мышления. - М: Наука, 2013. - 160 c.
2. Ищенко Т.Н. Проблемы мышления и дидактические средства познания // Педагогика и психология: проблемы развития мышления: сборника материалов Всероссийской научно-практической конференции международным участием / отв. Ред. Т.Н. Ищенко. - Красноярск: СибГТУ, 2015. - С. 97-105.
3. Кацнельсон, С. Д. Категории языка и мышления. Из научного наследия / С.Д. Кацнельсон. - М.: Языки славянской культуры, 2014. - 864 c.
4. Щедровицкий, Г.П. Мышление. Понимание. Рефлексия. СПб.: Питер, 2014. - 800 c.