Фрагмент для ознакомления
2
Период царствования Екатерины II стал временем преодоления относительного застоя в руководстве внешнеполитическим ведомством. Этот процесс был обусловлен как внутриполитическими факторами (укрепление абсолютистской власти), так и активной имперской внешней политикой. Большая роль в осуществлении внешней политики принадлежала самой Екатерине II, лично им руководившей.
Широко практиковалось взаимодействие дипломатических и военных структур при руководстве внешней политикой. Яркий пример - взаимодействие дипломатии и разведки перед присоединением Крыма и первым разделом Польши.
Екатерина II имеет косвенное отношение к Романовым. Она по рождению немецкая принцесса, которая в ходе дворцового переворота возглавила российское государство. Она правила, стремясь получить как можно больше поддержки в лице представителей политической элиты общества, а также в лице простых подданных.
Екатерина II продолжала реализацию внешнеполитической линии своих предшественников. Первенствующие цели - сохранение балтийских приобретений, утверждение влияния в Центральной Европе, выход к побережью Черного моря. Соответственно, деятельность русской дипломатии организовывалась с целью решения данных задач.
Историки разнообразно оценивают эпоху ее правления. Этот период вызывает споры среди историков как отечественных, так и зарубежных. Однако они все сходятся в том, что возглавляемая ею страна не стояла на месте, а делала уверенные шаги во внешней и внутренней политике, что роль ее личности оказалась решающей в разрешении некоторых политических и социально-экономических проблем страны, что она лично занималась вопросами законодательства и решения административных вопросов.
1.Сословный характер внутренней политики Екатерины II. «Жалованная грамота дворянству» и Грамота на право и выгоды городам» 1785 г.
В начале царствования Екатерины II очень важным законодательным актом, вызванным стремлением увеличить государственный земельный фонд, была секуляризация населённых церковных земель. По третьей ревизии 1762 г. монастырских крестьян было около 1 млн. душ, не включая Украины и балтийских губерний. Екатерина задержала указ о секуляризации, изданный ещё при Петре III от 21 марта 1762 г., боясь, что проведение его в жизнь вызовет противодействие духовенства. Два года спустя, убедившись, что авторитет духовенства совсем невелик, что дворянство сочувствует секуляризации, видя в церковных землях источник будущих раздач, она полностью восстановила указ Петра III. Для управления бывшими монастырскими крестьянами была учреждена особая Коллегия экономии, а для содержания «штатных» монастырей с крестьян был установлен особый рублёвый сбор. Реформа эта повлекла за собой упразднение более половины существовавших в России монастырей: из 881 оставлено было 385.
В первые дни после переворота Никита Иванович Панин, долголетний посланник в Швеции, а потом советник Коллегии иностранных дел и главный руководитель воспитанием цесаревича Павла, подал проект учреждения «Постоянного императорского совета» из четырёх «статских секретарей» -иностранных дел, внутренних дел, военного департамента и морского департамента, и двух советников без специальных функций. Совет в присутствии императрицы обсуждает дела по докладам статских секретарей, после чего она «определяет последнюю резолюцию». По существу, активная роль переходила к президентам трёх «государственных» коллегий и к генерал-прокурору, обращавшемуся в статского секретаря внутренних дел. В конце проекта Панин предлагал разделить Сенат на шесть департаментов.
Современники верно оценили проект Панина, говоря, что его автор под видом защиты монархии тонким образом склоняется к «аристократическому правлению» и что Совет этот лучше уж просто назвать «Верховным тайным советом».
Опираясь на враждебное проекту среднее дворянство, Екатерина не осуществила его в целом, но зато твёрдо ухватилась за его заключительную часть и разделила единый до тех пор Сенат на шесть департаментов с различными функциями, причём два департамента должны были действовать в Москве, Лишь первый департамент, которому поручалось распубликование законов, сохранил политическое значение. Ловким манёвром Екатерины сплоченный дворянский Сенат был раздроблен и навсегда потерял своё прежнее значение.
В дальнейшем Екатерина единолично возглавляла центральный правительственный аппарат, управляя при помощи необъединённых между собой президентов государственных коллегий и генерал-прокурора и в отдельных случаях созывая в качестве совещательного органа «Совет при высочайшем дворе», составленный из крупных сановников по выбору императрицы.
Екатерина была всецело обязана престолом дворянству. Это ясно и резко сказалось в её законодательстве о крестьянах 60-х годов XVIII в.
Указ 1765 г. разрешил помещикам ссылать крестьян на каторгу по своему произволу. Усилив елизаветинский закон 1760 г. о ссылке на поселение, Екатерина довела крепостное право до его крайних пределов. Ближайшим дополнением указа 1765 г., расширившим его применение, был августовский закон 1767 г., по которому ссылкой на каторгу каралась всякая жалоба крепостного на своего помещика. Всякая челобитная крепостного приравнивалась к ложному доносу на помещика.
В 1767 г. Екатерина собрала Комиссию для составления нового «Уложения». Вопрос о пересмотре всего законодательства империи был старым и наболевшим вопросом. Действующим кодексом продолжало считаться «Соборное уложение» 1649 г. Но реформы Петра I давно сделали «Уложение» практически- устарелым и непригодным. Попытки обновить «Уложение» и заменить его сводом законов, соответствующим эпохе, делались и при Петре I. и после него; однако специальные комиссии, собиравшиеся для этой цели, включая проработавшую более семи лет елизаветинскую комиссию 1754 г., не имели успеха.
Для того чтобы, как Екатерина сама сказала позднее, «узнать, с кем дело имеем и о ком пещись должно», она созвала летом 1767 г. в Москву депутатов со всей империи. Она готовилась к этому делу заранее, и памятником этой подготовки является «Наказ», составленный ею и предназначенный для депутатов Комиссии.
«Наказ» - своеобразная компиляция, состоящая вместе с двумя приложениями из 22 глав и 655 статей. Перед открытием Комиссии Екатерина прочла «Наказ» некоторым лицам, близким ко двору, после чего из него были удалены наиболее резкие теоретические высказывания философов. Впрочем, и в своём сокращённом виде «Наказ» был мало понятен большинству депутатов. Он не был ни законом, ни практической инструкцией, и, хотя он читался в самой Комиссии, но практического значения не имел.
14 декабря 1766 г. был издан манифест о созыве Комиссии на 30 июля 1767 г. Согласно «обряду выборов» депутаты избирались от государственных учреждений (по одному от каждого), от дворян (по одному от уезда), от купечества (по одному от каждого города), от черносошных и «экономических» (т. е. бывших монастырских) крестьян, ясачных людей, однодворцев, казаков и от кочующих народностей. Духовенство было представлено одним только депутатом от Синода, Крепостные, конечно, не имели представительства.
Для руководства выборами дворянских и городских депутатов вводились (сначала в качестве временных органов) предводители дворянства и городские головы. Каждый депутат получал наказ с изложением нужд и пожеланий избравшего его общества. К открытию съехалось всего 564 депутата (28 от учреждений, 161 от дворян, 208 от городов, 167 от остального населения).
После открытия Комиссия выделила из своей среды три частные комиссии, имевшие административный характер. Одна из них, Дирекционная, была фактически её президиумом. Позднее для разработки отдельных частей будущего «Уложения» создано было до 19 частных комиссий делового характера. Маршалом, т. е. председателем Комиссии, Екатерина назначила генерала Бибикова.
Протоколы заседаний Комиссии интересны не с точки зрения законодательных работ, а как картина взглядов, настроений и интересов тогдашнего общества. В распоряжении Комиссии был огромный и разнообразный материал начиная с обычного права и частично уже обработанного наследия последней законодательной комиссии 1754—1762 гг. Особенно велик и богат был материал в привезённых депутатами наказах с мест, ярко отражавших и положение страны в целом и интересы отдельных классов.
Дворянские наказы имеют в общем узко сословный характер. Дворяне