Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современное российское общество требует высокопрофессионального подхода к защите жизни, здоровья, имущества, а также прав и свобод граждан и их близких.
Создаваемый правоохранительный институт должен иметь прочную законодательную основу. Федеральный закон "О полиции" создает законодательные основы организации и деятельности полиции в Российской Федерации в соответствии с новыми общественными отношениями, он предусматривает комплексное решение задач по устранению пробелов, которые существовали в правовом регулировании деятельности милиции.
Полиция на современном этапе должна сосредоточить основные усилия на защите прав и свобод человека и гражданина в соответствии с существующими стандартами.
Цель контрольной работы более детальное рассмотрение правового статуса, основ организации и деятельности прокуратуры и полиции РФ.
Структура контрольной работы состоит из содержания, введения, основной части, заключения и списка источников.
1. Правовой статус, основы организации и деятельности прокуратуры РФ
В современный период государственно-правовое строительство в России характеризуется особенно интенсивными темпами развития. Происходит глубокое реформирование ключевых отраслей действующего законодательства, в ходе которого не только существенно изменяются и дополняются уже существовавшие нормы, но также и возникают качественно новые правовые предписания, предметом которых являются ранее не урегулированные правом общественные отношения.
Ярким примером, демонстрирующим масштаб отмеченной тенденции, выступает реформа Гражданского кодекса Российской Федерации, так или иначе затронувшая каждый структурный компонент данного нормативного правового акта.
Вызывает интерес развитие института несостоятельности в форме возникновения новеллы отечественного права - процедуры банкротства физических лиц.
Сравнительно недавно изменились процедурные аспекты пересмотра законности и обоснованности судебных актов, закрепленные в Гражданско-процессуальном кодексе Российской Федерации и Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации.
Произошло введение в действие Кодекса административного судопроизводства, существенно изменившего ранее существовавшие процедуры осуществления правосудия по делам об административных правонарушениях .
Осуществлено дополнение Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации рядом новых составов преступлений при существовании нашедших поддержку у законодателя инициативах о гуманизации уголовного закона, в том числе - декриминализации отдельных преступлений.
Одновременно, параллельно отмеченной тенденции, протекает не менее сложный и трудоемкий процесс поиска оптимальной модели системы органов исполнительной и судебной власти, которая позволила бы за счет преобразования концепции их деятельности и перераспределения функций повысить эффективность деятельности данных органов, как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Сложившаяся ситуация предъявляет особенно высокие требования к качеству деятельности системы органов прокуратуры.
С одной стороны, осуществление функций по контролю и надзору за соблюдением действующего законодательства в приведенных условиях составляет особую сложность.
С другой стороны, в силу названных тенденций выявленные научным сообществом России нормативные дефекты в правовых предписаниях, регламентирующих деятельность прокуратуры, могут быть скорректированы законодателем, что в свою очередь может повлечь за собой организационные изменения в деятельности органов прокуратуры Российской Федерации.
Прокуратура Российской Федерации в системе государственных органов Российской Федерации занимает особое место, определяемое ее предназначением — осуществлять от имени государства функцию надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, ст. 1 федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» .
Она исполняет и другие функции, предписанные федеральными законами, но все они подчинены ее основной надзорной функции.
По справедливому замечанию В. Ю. Шобухина, «Высокий статус прокуратуры и важность прокурорской деятельности обусловливают повышенные требования в первую очередь к правовому регулированию вопросов организации и деятельности прокурорской системы» .
Прежде, однако, заметим, понятие правового статуса неоднозначно и трактуется учеными и практиками с различным элементным содержанием. В зависимости от норм, регулирующих положение субъекта, различают конституционно-правовой статус, административно-правовой, гражданско-правовой и другие виды правового статуса.
Однако в любом случае при анализе правового статуса какого-либо субъекта, заходит речь о его предназначении в системе правоотношений, правах, обязанностях, организационной структуре, видах деятельности, полномочиях и других элементах, с помощью которых происходит его идентификация в анализируемой организационной системе.
В этой связи правовой статус прокуратуры можно определить как установленное правовыми нормами положение прокуратуры в системе государственных органов Российской Федерации, определяемое ее функциональным предназначением, структурным построением и компетенцией.
Известно, что правовое регулирование вносит упорядоченность в организацию общественных отношений, они приобретают свойства правоотношений, которые поощряются и охраняются государством.
Совершенно очевидно, что правовое регулирование должно быть высококачественным, исключать двусмысленность, пробелы, противоречивость и т.п.
Фрагмент для ознакомления
3
Список источников
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
2. "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 12.11.2018)
3. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 12.11.2018)
4. Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2017) "О военном положении"
5. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) "О чрезвычайном положении"
6. Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" от 15.07.1995 N 103-ФЗ (последняя редакция)
7. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "Об оперативно-розыскной деятельности"
8. Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 26.07.2017) "О безопасности дорожного движения"
9. Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ (ред. от 11.10.2018) "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"
10. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 30.10.2018) "О прокуратуре Российской Федерации"
11. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «Оприменении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норммеждународного права и международных договоров Российской Федерации» //Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2003. № 12.
12. Указ Президента РФ от 26.10.2004 N 1362 (ред. от 03.11.2004) "О центральных органах Российской Федерации, ответственных за реализацию положений Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности, касающихся взаимной правовой помощи"
13. Аврутин Ю.Е., Булавин С.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Комментарий к Федеральному закону «О полиции» // СПС «КонсультантПлюс».
14. Борис, Яковлевич Гаврилов Правоохранительные органы России 5-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата / Борис Яковлевич Гаврилов. - М.: Юрайт, 2015. - 554 c.
15. Винокуров, А. Ю. Прокурорский надзор / А.Ю. Винокуров, К.Ю. Винокуров, Ю.Е. Винокуров. - М.: Юрайт, 2014. - 432 c.
16. Гуценко, Константин Федорович. Правоохранительные органы : учебник: / К.Ф. Гуценко. - М. : КНОРУС, 2013. - 376 c. - (Бакалавриат).
17. Камышов В.Г. Прокурорский надзор как средство защиты личных прав и свобод человека и гражданина: Автореф. дисс... канд. юрид. наук. М., 2012. 27 с.
18. Прокурорский надзор: учебник для СПО / В.К. Бобров. 2-е изд. ,перераб.и доп. М. 2016.218 с
19. Шобухин В. Ю. Проблемы и перспективы правового регулирования прокурорской деятельности в условиях правовой реформы в России // Современное право. 2014. № 2. С. 50—53.