Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы. Одной из проблем мирового сообщества является морское пиратство. Пиратство в своей первоначальной форме морских набегов появилось одновременно с мореплаванием и морской торговлей. Торговые суда сами по себе являются уязвимыми: любое повреждение судна может привести к затоплению или утрате ходовых качеств, что в морском пространстве часто равноценно гибели. Более того, перевозилось достаточно большое количество дорогих грузов. Эти причины стали основой распространения пиратства с самого его появления.
Современное морское пиратство - это нападения на суда с целью грабежа грузов, а также для получения выкупа как за сами суда, так за членов их экипажей, разбой на море, захват торговых судов с целью получения выкупа либо продажи захваченного груза. Пиратство - это серьезная угроза жизненно важным интересам государства, представляющая в настоящее время реальную опасность для мореплавания и, в первую очередь, права каждого человека на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность.
Сегодня пиратство сконцентрировано в бедных регионах, а целью преследует денежное обогащение. Есть ученые, которые отождествляют морской терроризм и пиратство, есть те, кто считает, что пиратство и морской терроризм соотносятся как часть и целое соответственно. Особенно размыты границы определения этих понятий в Сомали, где, как уже было ранее сказано, осуществляется сотрудничество с террористами, но несмотря на различия взглядов на сущность пиратства, всех исследователей объединяет одна идея: с пиратством и с морским терроризмом необходимо бороться, как с явлениями одного порядка
В настоящее время очагами морского пиратства являются три основных региона: Сомали, Нигерия и Юго-Восточная Азия. Единичные случаи наблюдались в других регионах Азии, а также в Южной Америке.
Статистика Международного центра по борьбе с пиратством, показывает, что с начала XXI века пиратским нападениям подверглись суда 62 стран мира в прибрежных морях 56 стран. Морским разбоем активно промышляют более 100 преступных организованных группировок. Только с 1 января 2005 года, нападению пиратов подверглись 3167 судов. От рук морских разбойников погибло 42, ранено 272, пропали без вести 24 и были взяты в заложники 5092 моряка.
Предметом исследования является международное сотрудничество в борьбе с морским пиратством.
Целью исследования является анализ международного сотрудничества в борьбе с морским пиратством.
Для достижения указанной цели требуется решение следующих задач:
1. изучить историю возникновения и эволюцию морского пиратства;
2. раскрыть сущность и определить современное состояние морского пиратства;
3. провести отграничение морского пиратства от иных трансграничных преступлений;
4. изучить особенности международно-правовых норм, направленных на борьбу с морским пиратством;
5. исследовать основные направления борьбы с морским пиратством на основе международного сотрудничества.
В представленной работе проведено комплексное исследование, содержащее обширный научный анализ действующих международно-правовых соглашений и норм, регулирующих международное сотрудничество в борьбе с морским пиратством.
Глава 1. Морское пиратство как объект международного противодействия. Отличие морского пиратства от других транснациональных преступлений
1.1.Понятие морского пиратства в международном праве
Особое значение в науке и практике современной международной юриспруденции имеет концепция «верховенства международного права». Данная концепция неизменно подтверждает своё социальное, юридическое и историческое измерение. Так, в принятой на «Заседании тысячелетия» в 2000 г. Декларации тысячелетия ООН была высказана решимость «повысить уважение к верховенству права в международных и внутренних делах», и это положение, по сути дела, отразило идею сплоченности международной и внутренней законности.
Выражением политики государства в направлении реализации концепции «верховенства международного права» есть положение в активном законодательстве примата норм международного права. В Российской Федерации данное утверждение получило закрепление в акте, обладающем высшей юридической силой, - Конституции Российской Федерации.
Если Российская Федерация является участником международно-правового договора, то национальное законодательство должно быть приведено в соответствие с данным международным договором путём имплементации. Часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации закрепляет, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
Одним из таких вопросов является приведение положений ст. 227 Уголовного Кодекса Российской Федерации в соответствие с нормами Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., касающихся такого преступления, как пиратство.
Чтобы понять в чём же состоит потребность включения норм международного права в национальное законодательство, нужно рассмотреть понятие «пиратство» в различных источниках.
Во всех словарях: пираты - это морские (или речные) разбойники. Такое определение содержится в Малом академическом словаре, Историческом словаре, Словаре иностранных слов, вошедших в состав русского языка, Толковом словаре Ефремовой, Толковом словаре русского языка, составленном под редакцией Д. Н. Ушакова.
В. И. Даль трактует слово «пират» как морской разбойник и поясняет, что «корсар иногда означает то же, но это и морской партизан, грабящий только неприятеля». Авторы «Энциклопедического словаря» И.А. Эфрон и Ф.А. Брокгауз трактуют слово «пират» как морской разбойник, корсар. С. И. Ожегов пишет, что пират - есть «морской разбойник, вообще разбойник, грабитель». Такое же толкование данному термину содержится в Военно-морском энциклопедическом словаре.
В зависимости от времени и района действий пиратами называли: долопийцами (вторая половина VI века до н. э.), ушкуйниками (XVI век), витальерами - в XIV-XV веках (Северное и Балтийское море), ликеделерами (XVI - VII вв.), флибустьерами (Карибское море) и др.
По мере развития торговых и правовых связей между странами и народами, пиратство стало осознаваться как одно из наиболее тяжких преступлений, и стали предприниматься попытки совместной борьбы с этим явлением.
Одной из официальных форм пиратства стало корсарство или каперство. Еще несколько сот лет назад правительства воюющих стран разрешали корсарство по отношению к неприятельским торговым судам. Пираты порой были на службе у королевских дворов Великобритании (в XVI в. Фрэнсис Дрейк, например, получил дворянское звание и адмиральский чин), Испании, Португалии. Целью корсарства, каперства являлось нанесение урона торговле неприятеля. На это частным лицам выдавались особые каперские патенты на снаряжение судов для захвата торговых судов неприятеля. Принятой 16 апреля 1856 года в Париже специальной морской декларацией каперство было запрещено.
Пиратство существовало до середины XIX в., а в Китайском море - вплоть до Второй мировой войны.
Во все времена пират объявлялся «hostis humani generis (лат.)», т.е. врагом рода человеческого, и потому подлежит суду и наказанию в любой стране. Международной практикой допускается уничтожение пиратов кем угодно без объявления войны. Однако пираты, взятые в плен, должны предстать перед надлежащим судебным органом, и их дело должно быть рассмотрено в соответствии с законом.
Следовательно, пират есть не только морской разбойник, грабитель. Он, прежде всего, нарушитель международных законов, относящихся к сфере безопасности мореплавания и сохранения человеческой жизни на море; преступник, злоумышленник и злодей, осуществляющий преступное деяние, направленное против осуществления свободы судоходства как составной части свободы открытого моря. Совершая такое уголовное преступление международного характера, с целью наживы, грабежа имущества судовладельческой компании, владельца груза и личного имущества членов экипажа и пассажиров, пираты используют оружие.
Есть свои отличия и во взгляде на формулировку термина «пиратство».
Так, С. И. Ожегов поясняет данный термин как действие, поведение пиратов. Словарь международного морского права, Словарь морских терминов и определений толкуют термин «пиратство», связывая его с противоправными насильственными действиями, совершаемыми пиратским судном (летательным аппаратом) в открытом море или в любом другом месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства. Военный энциклопедический словарь определяет «пиратство» как «незаконный захват, ограбление или потопление торговых, других гражданских судов и летательных аппаратов, совершаемые в открытом море частновладельческими или государственными судами (летательными аппаратами); преступление международного характера, морской разбой».
Международное право однозначно квалифицирует пиратство и морской терроризм как преступление международного характера.
Определение термину «пиратство» было впервые сформулировано в статье 15 Конвенции об открытом море, принятом в 1958 г. Данная Конвенция определяет пиратство как «неправомерный акт насилия, задержания или грабежа, ... совершаемый в личных целях, ... в открытом море, ... против какого-либо судна ... в месте, находящемся за пределами юрисдикции какого бы то ни было государства».
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
Нормативно-правовые акты
1. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву. 10.12.1982. // Собрание Законодательства РФ. 01.12.1997. № 48. Ст. 5493
2. Конвенция об открытом море. 27.04.1958. № 6465. URL:http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/hsea.pdf (дата обращения: 28.12.2018)
3. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства. 10.12.1982 // Бюллетень международных договоров. 2002. № 1.
4. Международная конвенция по охране человеческой жизни на море. 01.11.1974. // Бюллетень международных договоров. 2011. №. 1
5. Резолюция № 1918 (2010) Совета Безопасности ООН: принята 27.04.2010. URL:http://www.un.org/ru/sc/documents/resolutions/2010 (дата обращения: 28.12.2018)
Специальная литература
6. Гладченко Л. В. Морское пиратство на современном этапе: старая проблема в ряду «новых» угроз безопасности // Проблемы национальной стратегии. 2013. № 3. С. 135 - 149.
7. Ещенко, Я. И. Способы противодействия морскому пиратству // Морской сборник. - 2014. - № 1. - C. 55-58.
8. Князева, Н.А. Применение норм международно-правового характера как один из способов противодействия морскому терроризму и пиратству // Криминологический журнал. - 2014. - № 4. - С. 175-187.
9. Кузнецов В.К. Морское пиратство сегодня // Морской флот. 2016. № 4. С. 32 - 36.
10. Михеева, Д.А. Роль России в международном сотрудничестве по борьбе с международным пиратством // Социология и право. - 2014. - № 3 (25). - С. 23-28.
11. Бреев, А.В. Проблемы правовой регламентации морского терроризма в России / А.В. Бреев. // Молодой ученый. - 2012. - № 10. - С. 211-213.
12. Галиев, РС. Международно-правовое сотрудничество государств в борьбе с морским пиратством: дис. канд. юрид. наук. / Р.С. Галиев. - М.: Московский ун-т МВД РФ, 2013. - 205 с.
13. Губарев, В.К. Флибустьерский кодекс: образ жизни и обычаи пиратов Карибского моря (60 - 90-е гг. XVII в.) / В.К. Губарев. // Наука. Религия. - 2005. - № 3. - С. 39 - 49.
14. Джонсон, Ч. История знаменитых морских разбойников XVIII в. / Ч. Джонсон. - М.: Эксмо-пресс, 2008. - 592 с.
15. Диллон, Д. Пиратство в Аденском заливе и Юго-Восточной Азии / Д. Диллон // Юридическая газета НАТО. - 2009.
16. Додонов, В.Н. Ответственность за пиратство (морской разбой) в современном уголовном праве / В.Н. Додонов // Правовое государство. - 2008. - № 4. - С. 31-35.
17. Допилка, С.О. Уголовная ответственность за терроризм и пиратство на море: Дис. ... канд. юрид. наук / С.О. Допилка. - Киев, 1993. - 192 с.
18. Князева, Н.А., Применение норм международно-правового характера как один из способов противодействия морскому терроризму и пиратству / Н.А. Князева, Е.А. Князева // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. - 2014. - № 4. - C. 175-187.
19. Крикунов, А.В. Современный морской терроризм / А.В. Крикунов // Военный дипломат. - 2008. - № 2. - C. 139-142.
20. Куманев, Д.С. Проблема пиратства как разновидности терроризма и ее влияние на региональную безопасность в АТР / Д.С. Куманев // Ойкумена. - 2010. № 2. - С. 17-23.