Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время вопрос прав и обязанностей родителей и детей занимает основное положение, как в Российской Федерации, так и в других странах. Особое внимание уделяется обязанностям родителей, так как остро стоит проблема по невыполнению и ненадлежащему выполнению прав и обязанностей родителей. В связи с этим усиливается влияние социальных служб в отношении воспитания детей, что порой приводит к не всегда уместному вмешательству в ту или иную семью.
Общие нормы, регулирующие отношения, возникающие по поводу прав и обязанностей родителей и детей содержаться в Конституции Российской Федерации , Гражданском Кодексе Российской Федерации , Семейном Кодексе Российской Федерации , Уголовном Кодексе Российской Федерации и других нормативно-правовых актах. Так, Декларация прав ребенка указывает, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения. Всеобщая Декларация прав человека гласит о том, что дети имеют право на особую заботу и помощь.
Семья является особой ячейкой общества, в которой и происходят основные этапы развития детей. В Конституции Российской Федерации говорится о равных правах и обязанностях родителей по отношению к детям. Тем не менее, на сегодняшний день, воспитание детей в некоторых семьях происходит путем ущемления прав одного из родителей. Все чаще уполномоченные органы прибегают к таким мерам, как ограничение или лишение родительских прав, что приводит к оставлению детей без родителей. И главной причиной таких последствий является ненадлежащее исполнение обязанностей родителей.
На основании вышеизложенного, хотелось бы отметить, что данная тема работы весьма актуальна и требует детального исследования.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с правами и обязанностями родителей и детей.
Предметом исследования является российское законодательство, касающееся регулирования прав и обязанностей родителей и детей.
Целью работы является исследование правового регулирования прав и обязанностей родителей и детей.
Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие и основания возникновения прав и обязанностей родителей.
2. Раскрыть содержание прав и обязанностей родителей.
Нормативно-правовую базу исследования составляют: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации и иные акты по теме исследования.
Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, такие как анализ и синтез; также были использованы логический и теоретический методы; эмпирический метод, заключающийся в наблюдении.
1. История становления и развития прав и обязанностей родителей в России
В настоящее время основой родительской власти является общественная идея, то ранее ей предшествовала частная идея. Родительская власть была своего рода формой права собственности. Дети обязаны, подчинятся господству отца, образуя совокупность подвластных лиц. И пытаясь, проследить путь развития отношений, прав и обязанностей между детьми и родителями, становится очевидным, что он складывался в несколько этапов.
К первому этапу следует отнести то, что на Руси исторически сложилось, что авторитетом для семьи является ее глава, прививалось почтение и уважение к старшим, мнений родителей являлось основным и неоспоримым для домочадцев. Таким образом, дети были зависимы от родителей не по материальным соображениям, а в силу воспитания, имеющий оттенок покорности .
Ко второму этапу развитие прав и обязанностей родителей следует отнести октябрь 1918 года, а именно появление семейного кодекса, который назывался Кодексом законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве. В его основу легли два Декрета ВЦИК и СНК РСФСР: от 18 декабря 1917 года «О гражданском браке, о детях» и о «О ведении книг актов состояния» и от 19 декабря 1917 года «О расторжении брака». Следует отметить, что речь шла именно о правах. Данными, законами предусматривались взаимные права и обязанности родителей и детей.
Третьим этапом развития прав и обязанностей был Кодекс законов о браке, семье и опеке, который был принят 19 ноября 1926 года и введен в действие, с 1 января 1927 года. В данном Кодексе ст. 43, предусмотрена
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (в редакции от 21 июля 2014 г.) // Российская газета, 1993, 25 декабря; 2014, 23 июля.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 г.) // Российская газета, 1995, 04 апреля.
3. Конвенция о правах ребенка. Одобрена Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 20 ноября 1989 г. Вступила в силу для Союза Советских Социалистических Республик 15 сентября 1990 г.// Сборник международных договоров Союза Советских Социалистических Республик, 1993, выпуск XLVI.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 30 ноября 1994 г. // Российская газета, 1994, 8 декабря.
5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. // Российская газета, 1996, 27 января.
6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 января 2002 г. // Российская газета, 2002, 20 ноября.
7. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Российская газета, 1998, 05 августа.
8. О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей [Электронный ресурс]: Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 10 от 27 мая 1998 г. URL: http://base.garant.ru/ 12111896/#friends (дата обращения: 12.02.2019)
9. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 июня 2012 г. № 38-КГ12-1 [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70242278/ (дата обращения: 12.02.2019).
Научная литература
10. Белова С. Н. К вопросу о праве родителей воспитывать ребенка // Пробелы в российском законодательстве. 2011. № 2. С. 86-88.
11. Бурданова Н. А. Родительские правомочия: проблема определения их сущности в праве Российской империи // Патриотизм и гражданственность в повседневной жизни российского общества (ХУШ-ХХ1 вв.): материалы Международной научной конференции / под общ. ред. В. Н. Скворцова. СПб., 2013. С. 20-24.
12. Гараева Г. Х. Право родителей на воспитание детей // Альманах современной науки и образования. 2008. № 6-1. С. 51-53.
13. Кордуба С. Б. Содержание конституционной обязанности родителей заботиться о детях в Российской Федерации // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2011. № 18. С. 70-73.
14. Корнетов Г. Б. Общая педагогика: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: АСОУ, 2009. 296 с.
15. Леженин В. Н. Право родителей на воспитание детей: понятие, сущность, содержание // Известия высших учебных заведений. Серия: Правоведение. 1983. № 3. С. 78-82.
16. Пащина С. М. Психология и педагогика: учебное пособие. Омск: Изд-во СибАДИ, 2008. 274 с.
17. Пчелинцева Л. М. Правовые аспекты воспитания и обучения несовершеннолетних // Право и образование. 2003. № 5.С. 175-182.
18. Савченко Е. С. Обязанности и права родителей по семейному законодательству и гарантии их осуществления // Известия ЮФУ. Технические науки. 2006. № 10 (65). С. 194-198.
19. Старикова Л. Д. О соотношении понятий «воспитание» и «обучение» // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2010. № 1. С. 194-202.
20. Якунина Н.В. Этапы развития прав и обязанностей родителей в России // Проблемы законотворчества в свете современных реформационных процессов: сборник статей по итогам международной научно-практической конференции. 2018. С. 123.