Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На состав рыночной инфраструктуры оказывают влияние самые разнообразные факторы: уровень развития производительных сил, степень политической стабильности общества, зрелость демократических институтов государства, интегрированность в систему международного разделения труда и многое другое. Не рассматривая их подробно, заметим, что с учетом этих факторов можно выделить несколько основных признаков рыночной инфраструктуры: назначение, отраслевая структура, масштаб деятельности, состав обслуживаемых рынков.
Рыночная инфраструктура призвана обеспечить все необходимые условия для нормального, беспрепятственного движения трудовых, материальных и финансовых компонентов производства. В этом смысле следует говорить о таких ее элементах, которые обслуживают потоки капиталов, трудовых и материальных ресурсов. Так, движение капиталов обеспечивается банковской системой, оптовое и розничное звенья опосредствуют товародвижение, службы занятости способствуют организованному перемещению рабочей силы.
Теоретическая часть
Цель развития логистической инфраструктуры Красноярского края – содействие гармоничной структуризации товарных и сопутствующих потоков Красноярского края. Непременным условием создания эффективной логистической инфраструктуры является наличие реалистичного сценария развития экономики на длительный период или системы сценарных условий, позволяющих моделировать ее наиболее вероятную траекторию. Это обусловлено тем, что инфраструктурные проекты имеют длительный инвестиционный цикл. По мнению экспертов РБК, основным препятствием, сдерживающим сегодня данный процесс развития региональных логистических рынков, является отсутствие в регионах (за редким исключением) качественной логистической инфраструктуры, позволяющей предоставлять комплексное транспортно-распределительное обслуживание компаниям-клиентам, включая таможенное оформление, перевалку грузов с использованием различных видов транспорта, складирование и дистрибьюцию. Немаловажным фактором низкой заинтересованности в транспортировке грузов напрямую в регионы является сложившаяся система прохождения транзитных потоков через Москву (прежде всего, импортных товаров). Это усиливает несбалансированность грузопотоков, что сказывается на стоимости перевозки.
Влияние логистической инфраструктуры региона (РЛИ) на экономическое состояние региона многомерно: РЛИ затрагивает производственную, снабженческую, сбытовую деятельность, условия личной жизни граждан. РЛИ созданы во всех регионах и являются признаком (фактором) первого рода при оценке уровня взаимосвязей субъекта с окружающей средой и внутри субъекта между его функциональными составляющими. Проблемы, существующие при перемещениях материальных, финансовых, информационных потоков и людей являются признаками недостаточно эффективного функционирования существующей РЛИ. Исследуем статистические данные основных экономических показателей по Сибирскому федеральному округу, в частности по Красноярскому краю. При сопоставлении статистических данных можно сделать вывод, что по развитию транспортных и торговых услуг – основной сферы логистической инфраструктуры – Красноярский край отстает от всех основных сибирских регионов (Новосибирска, Читы, Томска, Омска, Кемерово, Иркутска).
Для возможности оценки введен показатель кумулятивности Ккум, отражающий эффект масштаба, т. е. отношения величины валового регионального продукта, связанного с товародвижением, к числу хозяйствующих субъектов N в регионе на основании того, что практически все хозяйствующие субъекты являются потребителями услуг РЛИ. Этот параметр отличается от традиционного показателя эффективности системы, выражающегося как отношение результатов к затратам, что позволяет оценивать эффект интегративного изменения состояния РЛИ за счет увеличения масштабов ее деятельности:
Ккум = ВРП / N
При анализе статистических данных вычислен коэффициент объема оптовых продаж в расчете на одну хозяйствующую единицу в регионе. Наибольшие показатели оказались у Омской и Кемеровской областей – 4,76 млн. руб. на одну хозяйствующую единицу и 4,49 млн. руб. соответственно. У Красноярского края коэффициент объема оптовых продаж на одну хозяйствующую единицу равен 1,51 млн. руб.
Таким образом, корреляционный анализ экономических параметров регионов Сибири относительно Красноярского края позволяет указать на признак одной из проблем логистической инфраструктуры Красноярского края – низкий уровень транспортных и торговых услуг и относительно невысокий объем оптовых продаж в расчете на одну хозяйствующую единицу. Причиной существования этих негативных признаков можно назвать группу характерных для логистической инфраструктуры Красноярского края факторов, понижающих ее конкурентоспособность:
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов / А. Г. Гранберг; Гос. ун-т – Высшая школа экономики. – 5-е изд. – М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2006. – 495 с.
2. Дыбская В. В., Зайцев, Е. И., Сергеев, В. И., Стерлигова, А. Н. Логистика: Учебник / Дыбская В. В., Зайцев Е. И., Сергеев В. И., Стерлигова А. Н.; под ред. В. И. Сергеева. – М. : Эксмо, 2008. – 944 с. – (Полный курс МВА).
3. Лукиных В. Ф. Методология управления многоуровневой региональной логистической системой. Монография/Красн.: ЛИТЕРА-принт, 2010.–292 с.
4. Моисеева, Н.К. Экономические основы логистики: учебное пособие / Н. К. Моисеева. - Москва: Инфра-М, 2017. – 527 с.
5. Молокович, А.Д. Транспортная логистика: учебное пособие / А. Д. Молокович. – Минск: Издательство Гревцова, 2014. - 430