Фрагмент для ознакомления
2
1.Обзор статьи «Особенности организации в проведении коррекционных занятий с детьми с ДЦП»
Статья «Особенности организации в проведении коррекционных занятий с детьми с ДЦП» была написана Гудковой Татьяной Викторовной, кандидатом психологических наук, доцентом Новосибирского государственного педагогического университета.
Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку увеличивается распространенность детского церебрального паралича среди других видов нарушений. В отличие от нормативных сверстников, у детей с церебральным параличом наблюдаются нарушения в развитии двигательных, психических, речевых функций. ДЦП характеризуется повреждением всех структур двигательного анализатора мозга, при этом ведущими нарушениями в клинической картине являются задержка и патология в развитии двигательных функций. Трудности произвольного захвата, удержания предметов, выполнения различных манипуляций свидетельствуют о нарушении моторной сферы. Наличие гипертонуса мышц, как правило, сочетается с эмоциональной нестабильностью у детей, гипотонуса — с замедленной переключаемостью нервных процессов, что проявляется астенией, быстрой утомляемостью, пониженной мотивацией к разным видам деятельности.
Автор пишет, что одним из важных направлений в коррекционной работе с детьми является формирование пространственных представлений, представлений о пространственных соотношениях. Для развития оптико-пространственного восприятия необходимо учить ребенка составлению сюжетных картинок, например из кубиков с частями изображения или разрезных карточек с иллюстрациями; построению геометрических форм и изображений с помощью различных предметов, например палочек. Для нормализации оптико-пространственного гнозиса необходимо сформировать как навыки оптико-пространственной ориентировки плоского конструирования, так и объемного.
Также автор считает что, следует обращать внимание на вовлеченность обеих рук в выполнение движений. Выстраивая коррекционную работу, необходимо включать такие упражнения, в которых выполнение действий совершалось бы обеими руками. Как правило, одна из рук более ограничена в движении и совершении каких-либо манипуляций, поэтому чаще ребенок использует более здоровую руку, поскольку другой выполнение заданий затруднительно, неудобно. Нужно использовать в коррекционной работе такие игровые упражнения, при выполнении которых необходимо обязательное участие обеих рук — одна выполняет ведущую роль, другая — вспомогательную.
Автор рекомендует занятия по нанизыванию бус на нитку, бисероплетение. Так, во время выполнения движений одна рука держит проволочку, другая захватывает и нанизывает на нее бусинки. Бисер и бусинки должны быть достаточно большими по размеру для удобного захвата пальцами рук. Занятия бисероплетением способствуют формированию у детей пространственных отношений, развитию мелкой моторики рук, развитию математических навыков счета. Для формирования пространственной ориентировки можно использовать графический диктант и применять следующую последовательность, состоящую из несколько этапов. После формирования ориентировки на листе бумаги, следует первоначально научить ребенка ставить точки в уголочке клеточки, затем соединять их линиями.
При групповой форме работы коррекционную работу лучше проводить, используя уровневую модель с учетом особенностей и сложности нарушений, поскольку в группе создается атмосфера соревнования, что стимулирует ребенка на освоение новых навыков, достижение положительных результатов, требующих волевых усилий. Однако некоторые дети не удерживают необходимую концентрацию внимания, отвлекаются при групповой форме работы, поэтому с ними рациональнее проводить занятия индивидуально.
2. Обзор статьи «Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе»
Статья «Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе» была написана И.С. Зайцевым и опубликована в журнале «Логопед» в 2010 году.
В этой статье автор обращает внимание, что нарушения речевого развития у детей с церебральным параличом связаны с недостаточностью их практического опыта и социальных контактов. Важно отдифференцировать два вида нарушений речевого развития: одни из них связаны с поражением мозговых структур, а другие обусловлены нарушением социальных контактов.
Логопедическая работа при ДЦП проводится в тесном контакте с психоневрологами, педиатрами, методистами ЛФК, родителями ребенка. Она является сложным составным комплексом в общих лечебных мероприятиях. В задачу учителя-логопеда входит изучение и преодоление не только речевых, но и других нарушений развития. Система логопедической работы с детьми с церебральными параличами включает:
* развитие и коррекцию слухового восприятия,
* развитие и коррекцию зрительного восприятия,
*развитие и коррекцию речеслухового и речедвигательного анализаторов.
В своей работе И.С. Зайцев использует, в период речевого развития с обучения манипулированию с предметами (игрушками), что стимулирует лексическую сторону речи. Перед началом занятий детям делают массаж, артикуляционную и дыхательную гимнастики, активизируют внимание, восприятие и произнесение доступных звуков, их сочетаний, простых слов. На развитие слухового внимания направлены специальные игры: «Чей голос?», «Угадай, что звучит» и др. Ребенок должен сосредоточить свой взгляд на звучащих игрушках.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1.Амарова А.Т. Методы и приемы коррекционной работы, используемые в слухоречевой реабилитации детей с ДЦП после кохлеарной имплантации // http://pedrazvitie.ru/raboty_srednee_prof_new/
2.Гудкова Т. В. Особенности организации в проведении коррекционных занятий с детьми с ДЦП [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 97-99.
3.Жигорева М.В. Организация логоритмических занятий с детьми, страдающими ДЦП [Текст] // Логопед, 2013 № 5.
4.Зайцев И.С. Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе [Текст] // Логопед, 2010 № 8.
5.Кибирева Т.Г. Компьютерные технологии в логопедической работе с младшими школьниками [Текст] // Логопед, 2012 № 12.