Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Сегодня здоровый образ жизни - ЗОЖ все более активно влияет
на общественное сознание. Образ жизни подростков колоссально влияет на становление
личности на основе усвоения социокультурных ценностей, включения в социально - значимую
деятельность, результатом которого является социальная компетентность: знания, умения,
навыки и способности, формирующиеся в процессе социализации и позволяющие человеку
быстро и адекватно адаптироваться в обществе и эффективно взаимодействовать с социальным
окружением.
Миру нужен самостоятельный человек. Несамостоятельный человек опасен для мира. В условиях
головокружительной скорости технических достижений, часто меняющейся политической,
социальной обстановки, человек, рассматривающий эти изменения как трагедию, переходит в
пограничные отношения с миром. Во избежание этого, ребенку нужно помочь динамично
ориентироваться в быстроменяющемся мире, строить отношения с другими людьми в рамках
цивилизованного диалога.
1.Специфика формирование ЗОЖ подростков
Теоретические основы формирования здорового образа жизни отражены в нормативных
документах: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012
г. №273-ФЗ. [1] Федеральный закон РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации» от 21 ноября 2011 г. №323. [2] ФГОС основного общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г.
№1897. В представленных выше законах четко прописано, что основными параметрами по
сохранению здоровья учащихся является пропаганда навыкам обучения здоровому образу жизни,
а также сохранение здоровья.
3
На актуальность выбранной нами темы указывают данные о постоянном ухудшении здоровья
обучающихся, причина всего этого не только наследственность, так же не маловажную роль
играет, образ жизни и окружающая среда. Уровень установки на ведение здорового образа жизни
у подростков достаточно невысок. Состояние современных школьников оценивается, как
удовлетворительное.
Основой исследования послужило положение о здоровом образе жизни, как о факторе,
влияющем на компоненты здоровья: социальный, психический, физический, духовный.
Положение о здоровом образе жизни, которое включает в себя, ценностное отношение к
здоровью (своему и других людей), стремление к поддержанию здоровья, применение и
усвоение правил по ведению здорового образа жизни.
2. Потенциал школы по формированию ЗОЖ подростков
Под педагогической моделью формирования здорового образа жизни у старшеклассников мы
будем понимать систему педагогических условий, объединенных в управленческий, развивающий
и содержательный блоки. Механизм реализации трех блоков педагогических условий
предполагает создание в образовательном учреждении здоровьесберегающей среды; разработку
и внедрение программы по формированию здорового образа жизни, в центре которой -
формирование устойчивых представлений о ЗОЖ в совокупности со знаниями о здоровье,
здоровом образе жизни и профилактикой вредных привычек; активную роль педагогов и
родителей, которые через собственный пример выбора здорового образа жизни как
естественного могут стать для старшеклассников образцом здоровьесберегающего поведения,
обеспечивающего личностное развитие. Результативность работы программ по
здоровьесбережению будет оцениваться с помощью комплексных критериев, и на основании
полученных результатов будет определен уровень сформированности здорового образа жизни.
После распределения старшеклассников по уровням будет реализовываться дополнительная
программа. Для учеников с крайне низким и низким уровнем сформированности ЗОЖ будут
проводиться мероприятия, направленные на коррекцию их отношения к ЗОЖ, дополнительную
мотивацию и формирование устойчивых представлений. Старшеклассники со средним и высоким
уровнем сформированности ЗОЖ нуждаются не в коррекции, а в развитии; кроме того,
старшеклассники с высоким уровнем сформированности ЗОЖ могут выступать как лидеры
влияния по отношению к остальным, через развитие у них активной позиции по следованию ЗОЖ
и включение в эту деятельность одноклассников и друзей.
Педагогическая модель, ориентированная на формирование мотивационно-ценностной сферы и
устойчивых представлений, представляется нам наиболее перспективной, поскольку
деятельность, а также выбор того или иного поведения определяются именно характером
мотивационно-ценностных конструктов и устойчивостью представлений о здоровом образе
жизни и приемлемости или неприемлемости поведения, не соответствующего принципам
здоровьесбережения.
3.Рекомендации по формированию ЗОЖ подростков в условиях школы
Для того чтобы у обучающихся формировался здоровый образ жизни необходимо внести в
содержание уроков сведения о вредных веществах, это будет информированием учащихся о
последствиях их злоупотребления. Одним из важных факторов по формированию здорового
образа жизни является антинаркотическое воспитание мировоззренческой парадигмы здорового
образа жизни. Чтобы эффективно достичь результатов, обязательным будет комплекс
специальных упражнений, а именно педагогических, различных способов деятельности
предупредительного характера в воспитательной работе.
4
В практике современных школ очень часто применяется технология проектного обучения, которая
также направлена на воспитание здорового образа жизни у учащихся. Тематика проектов по
здоровому образу жизни может быть очень разнообразной.
Для примера воспитательной ситуации можно привести следующее задание: одной группе даётся
задание нарисовать словесный портрет пьющего человека, второй группе портрет человека,
ведущего здоровый образ жизни. Портрет ученики составляют по следующим параметрам: кожа,
волосы, сердце, желудок, кишечник, печень.
Заключение
В современном, развитом, инновационном социуме все чаще приобретает актуальность такое
направление, как ЗОЖ и формирование общей культуры подростков.
Существуют определенные проблемы для формирования здорового образа жизни школьников:
необходимость понимания здорового образа жизни как особой формы жизнедеятельности,
определяемой как биологическими, так и социальными факторами;
необходимость интеграции различных подходов к здоровью и проблеме формирования
здорового образа жизни школьников;
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Антонович И. И., Скороходов В. П. Свободное время и культура. - Минск: Ковчег, 2008. - 230
с.
2. Афанасьев В.В., Грибкова О.В., Уколова Л.И. Методология и методы научного
исследования//учебное пособие. Москва. "Издательство ЮРАЙТ", 2017. - 154с.
3. Бабосова, Е.С. Досуг как фактор включенности подростков в социокультурную
деятельность //Социологический альманах. – 2012, №. 3.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. 3-у изд. -
М.: МПСИ, 2001. - 302 с.
5. Кириллова Н. Б. ЗОЖ: от модерна к постмодерну. М.: Академический Проект, 2005. С. 31.
6. Киселева, Т.Г. Основы социально-культурной деятельности. - М.: Изд-во «МГУК», 2001.
7. Молодежная культура: проблемы и перспективы развития / Ред. Коз-лов А., Саралиева
З.М., 1991.
8. Музыкально-педагогические практикумы: учебно-методическое пособие для студентов
музыкальных факультетов высших и средних педагогических учебных заведений / Автор-сост.: Е.В.
Лукина. - М.: МГПУ, 2011. - 64 с.
9. Опарин Г. А. Досуг подростков // Труды Санкт-Петербургского государственного
университета культуры и искусств. - 2013. - Т. 195. - С. 56-64.
10. Трубицына Л. В. Средства массовой информации и психологическая травма //Проблемы
медиапсихологии / Сост. Е. Е. Пронина. М. : РИП-холдинг, 2002. С. 33