Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время услуги общественного питания не подлежат обязательной сертификации, однако предприятия общественного питания вправе проводить добровольную сертификацию таких услуг. Добровольная сертификация осуществляется в целях удостоверения соответствия услуг государственным стандартам, условиям договоров, для содействия приобретателям в компетентном выборе услуг, повышения конкурентоспособности услуг.
Под предприятием общественного питания подразумевается имущественный комплекс, используемый юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем для оказания услуг общественного питания, в том числе изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг. На это указано в п. 3.1 ГОСТ 30389-2013 «Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования» (вместе с Минимальными требованиями к предприятиям (объектам) общественного питания различных типов), утвержденного Приказом Росстандарта от 22 ноября 2013 г. N 1676-ст (далее - ГОСТ 30389-2013).
Предприятия общественного питания в зависимости от характера их деятельности подразделяются на (п. 4.1 ГОСТ 30389-2013):
- предприятия, организующие производство продукции общественного питания с возможностью доставки потребителям: заготовочные фабрики, цехи по производству полуфабрикатов и кулинарных изделий, специализированные кулинарные цехи, предприятия (цехи) бортового питания и другие;
- предприятия, организующие производство, реализацию продукции общественного питания и обслуживание потребителей с потреблением на месте и на вынос (вывоз) с возможностью доставки (рестораны, кафе, бары, закусочные, столовые, предприятия быстрого обслуживания, закусочные, кафетерии, буфеты);
- предприятия (объекты), организующие реализацию продукции общественного питания с возможным потреблением на месте: магазины (отделы).
ГОСТ 30389-2013 установлена классификация предприятий общественного питания по следующим типам: ресторан, бар, кафе, столовая, предприятие быстрого обслуживания, буфет, кафетерий, кофейня, магазин (отдел) кулинарии.
При определении типа предприятия общественного питания учитывают следующие факторы:
- ассортимент реализуемой продукции (специализация);
- интересы потребителей, месторасположение;
- методы и формы обслуживания.
Кроме того, ГОСТ 30389-2013 установлена классификация предприятий общественного питания по:
- мобильности (стационарные, передвижные);
- организации производства продукции общественного питания (предприятия (объекты), работающие на сырье (с полным технологическим циклом), полуфабрикатах (доготовочные), комбинированные);
- уровню обслуживания (предприятия (объекты) класса (категории) «люкс», высшего, первого);
- месторасположению (общедоступные и закрытого типа, обслуживающие определенный контингент потребителей);
- времени функционирования (постоянно действующие, сезонные (летние)).
Услугой общественного питания является результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей) по удовлетворению потребностей потребителя в продукции общественного питания, в создании условий для реализации и потребления продукции общественного питания и покупных товаров, в проведении досуга и в других дополнительных услугах (п. 41 ГОСТ 31985-2013 «Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения», утвержденного Приказом Росстандарта от 27 июня 2013 г. N 191-ст).
В своей деятельности предприятия общественного питания вправе оказывать не только услуги общественного питания, но и иные сопутствующие основной деятельности хозяйственные операции (в частности, оптовая и розничная торговля товарами), а также осуществлять иные виды деятельности с учетом получения при необходимости лицензий и иных установленных документов, а также прохождения, если этого требует законодательство, сертификации продукции (работ, услуг).
В ст. 41 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» указывается на необходимость подтверждения соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека.
Как уже было отмечено ранее, услуги общественного питания не подлежат обязательной сертификации, однако согласно ст. 21 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон N 184-ФЗ) организация общепита вправе проводить добровольную сертификацию.
В силу п. 1 ст. 21 Закона N 184-ФЗ добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, предварительным национальным стандартам, стандартам организаций, сводам правил, системам добровольной сертификации, условиям договоров. При этом объектами добровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования.
Объекты сертификации, сертифицированные в системе добровольной сертификации, могут маркироваться знаком соответствия системы добровольной сертификации, порядок применения которого устанавливается правилами соответствующей системы добровольной сертификации (ст. 22 Закона N 184-ФЗ).
Данная контрольная работа посвящена порядку проведения процедуры сертификации услуг общественного питания в ресторанах и предприятиях быстрого обслуживания.