Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Значение театра в жизни человека до появления и широкого распространения информационных технологий сложно переоценить.
До определенного периода опера и балет были ведущими направлениями русского искусства. Но, поскольку танец, в отличие от театрального искусства, не позволяет артисту вербально рассказать о переживаниях своего героя, то он вынужденно сдает позиции театральному искусство, которое может охватить гораздо большую аудиторию.
Противоречие здесь заключается между стремлением к заимствованию зарубежной традиции и необходимостью создания самобытного театра.
Таким образом, проблема исследования – изучить историю поиска русским театром своей самобытности.
Объект исследования – организация русского театра на разных этапах развития.
Предмет исследования – функции, выполняемые театром в общественной жизни и его изменение под ее влиянием.
Исходя из этого, можно определить следующие задачи:
1. Рассмотреть систему подготовки театрального деятеля на разных этапах развития театра.
2. Выделить значение театра в общественной и духовной жизни страны на разных этапах.
3. Сформировать мнение о значении создания самобытной театральной культуры в России.
Исследование состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы, содержащего 10 источников.
Развитие русского театра
Вопрос о периоде, который следует считать временем зарождения русского театра, неоднозначен. Многие исследователи предлагают в качестве отсчета 1756 год, когда императрица Елизавета Петровна собственноручно подписала Указ об учреждении в Петербурге государственного «Русского для представления трагедий и комедий публичного театра». [1]
Директором был назначен стихотворец А. П. Сумароков, которого принято считать и первым русским драматургом, а ведущим актером в труппе стал Ф. Г. Волков, уже успевший к тому времени проявить недюжинный сценический талант, выступая в Ярославле, где сам организовал театр, собрав коллектив из увлеченной его предложением местной молодежи. [9, 131]
В связи с этим рождение русского театра иногда относят и к 1750 году — году появления театра Волкова в Ярославле, а также издания царского указа, узаконившего частные театры.
Тем не менее, существует и альтернативный взгляд. Елизаветинский театр на начальном периоде его развития сложно назвать русским, он скорее является заимствованием европейских традиций. В то же время исконно русское искусство представления развивается в русле выступлений скоморохов, бродячих актеров. Первое летописное упоминание о них относится к 1068 году. Представления скоморохов не переросли в профессиональный театр. Для рождения театральных трупп не было условий – церковь также преследовала скоморохов, обращаясь за содействием к светской власти.
Кроме того, представления организовывались и в театрах при церквях, в школьных и академических театрах, но все это носило разрозненный, точечный характер. Эти явления называют «предысторией русского театра», в их числе и придворный царский театр в летней резиденции царя Алексея Михайловича.
Начало развития русского театра относится и к петровским временам. По велению Петра I в 1702 году был создан Публичный театр, рассчитанный на массовую публику. Специально для него не Красной площади в Москве было выстроено здание – «Комедиальная храмина». Там давала спектакли немецкая труппа И. Х. Кунста. В репертуаре были иностранные пьесы, которые успеха у публики не имели, а театр прекратил свое существование в 1706 году, так как прекратились субсидии Петра. [10, 52]
Театр петровской эпохи во многом носил пропагандистский характер, ставя во главу угла не столько развитие искусства, сколько утверждение перед зрителем неких важных общественно-политических тезисов, которые необходимо было популяризовать.
Начинаясь с заимствования зарубежных традиций, русский театр переживает долгий процесс русификации.
Екатерининский театр при всем его стремлении к развитию национального театра представляет собой пример тотального заимствования и сюжетов, и техники у немецких драматургов и у Шекспира. [3]
В силу этого заимствования первые представления уделяют гораздо больше внимания внешнему содержанию представления, чем его смысловому наполнению.
Театральное искусство долгое время уступало в популярности опере и балету – спектакли не собирали полных залов, в то время, как опера и балет вызывали аншлаги. Опера и балет оказали глубокое влияние на развитие русское театра, в первую очередь в плане декораторской работы по оформлению спектакля.
Но Россия остро нуждалась в развитии общедоступного театра, рассчитанного на широкие демократические круги. Такой театр и вырос из представлений «охочих комедиантов». Труппы таких театров существовали не только в Москве и Петербурге – они были и в Ярославле, Пензе и других городах. Такие труппы формировались из учащихся различных школ, канцеляристов, ремесленников, рабочих, солдат.
Активизации антикрепостнических тенденций способствовали также исторические события, происходившие за пределами России.
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Ашукин Н.С., Соболев Ю.В., Всеволодский-Гернгросс В.Н. Хрестоматия по истории русского театра XVIII и XIX веков. – Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/2018314/ Дата обращения 20.03.2019
2. Вислова А.В. Русский театр на сломе эпох. Рубеж XX-XXI веков. - М.: Университетская книга, 2009. — 272 с.
3. Зноско-Боровский Е.А. Русский театр начала XX века. - Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/2111480/ Дата обращения 20.03.2019
4. Кузьмин А.А. У истоков русского театра. - Статьи о русском театре. — М.: Просвещение, 1984. — 160 с.
5. Костерина А. Б. Антиномии русского театра. - Вестник Оренбургского государственного университета, № 3, 2003, с. 32-34.
6. Мельникова Е.В. Основные этапы использования информационных технологий в театральной деятельности в России (рубеж XX-XXI вв. ). - Омский научный вестник, № 2 (126), 2014, с. 29-32.
7. Рыбакова Д. А. Специфика театрального искусства и природа театрального мифотворчества: к постановке проблемы (на примере истории русского театра XIX века). - Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, № 76-1, 2008, с. 293-297.
8. Смагина Е.В. Русский музыкальный театр первой половины XIX В.: к проблеме диалога культурных традиций. - Известия Волгоградского государственного педагогического университета, № 8, 2009, с. 110-114.
9. Смагина Е.В. Русский музыкальный театр первой половины XIX В. В историософском контексте эпохи. - Известия Волгоградского государственного педагогического университета, № 8, 2008, с. 130-134.
10. Урядова А.В. Первый русский театр: от названия к бренду. - Альманах теоретических и прикладных исследований рекламы, № 2, 2014, с. 51-69.