Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы. Психология мышления - одна из самых интересных и в то же время сложных разделов психологии. Это обусловлено как сложностью самого предмета, так и многообразием аспектов его изучения. Стремление человека познать законы мышления существовало на протяжении всего времени. Это можно доказать тем, что мышление является предметом изучения не только психологии, но и гносеологии, логики, педагогики, физиологии и кибернетики.
Проблема исследования. В психологии мышление трактуется по-разному. В широком смысле мышление человека понимается как активная познавательная деятельность, а также как внутренний процесс планирования и регуляции внешней деятельности. В узком смысле мышление - это процесс решения творческой задачи. Мышление - это психический процесс отражения действительности. Именно поэтому существует множество подходов и теории мышления, которые складывались в контексте основных школ и направлений психологической науки.
Раздел «психология мышления» впервые выделяется Вюрцбургской школой. Представителями которой являются О. Кюльпе, Н. Ах, К. Марбе. Мышление они рассматривают как акт внутреннего действия. Исследователи отмечали, что данный психический процесс подчинен задаче, который имеет детерминирующую тенденцию.
Цель работы – характеристика изучения мышления представителями Вюрцбургской школы и её последователями.
В соответствии с целью сформулированы исследовательские задачи:
1. Анализ основных положений Вюрцбургской школы.
2. Характеристика подхода детерминирующей тенденции, етодов ретроспекции и интроспекции.
1. Вюрцбургская школа: мышление как акт усмотрения отношений. Безобразное мышление
Вюрцбургская школа - психологическая школа экспериментального исследования мышления и воли, основанная в 1896 году при Вюрцбургском университете в Германии. Основатель и глава школы - Освальд Кюльпе. Основное положение школы заключалось в том, что существуют особые состояния сознания — «мысли», которые не могут быть сведены к сенсорному восприятию, то есть подчеркивалось, что мышление — отдельный процесс. Мышление - это акт усмотрения отношений, то есть впервые мышление понималось как действие.
Как создатель и идейный вдохновитель вюрцбургской психологической школы мышления, Кюльпе впервые сделал акцент на описание специфических особенностей безобразного мышления. Кюльпе значительно усовершенствовал методы экспериментальной психологии, а также изобрел метод систематической интроспекции.
Мышление без чувственных элементов, то есть без образов восприятия и образов представления. В современной англоязычной литературе применяется термин «imageless thought», который переводится как «без-образная мысль». И этот факт многими учеными приветствуется – в русском слове «безобразное» существует дополнительная коннотация, которая не имеет отношения к сути термина.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Айзенк Г. Психология: факты и вымысел / Психология: Польза и вред. Смысл и бессмыслица. Факты и вымысел, Минск, «Харвест», 2003 г., с. 849-850.
2. Бюлер К. Теория языка. Репрезентативная функция языка. — М.: Прогресс, 1993. - 502 c.
3. Зельц О. Законы продуктивной и репродуктивной духовной деятельности. - М., 1924
4. Кpогиус А. А. Вюрцбургская школа экспериментального исследования мышления и её значение. «Новые идеи в философии», № 16. СПБ. 1914 с. 84-108
5. Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966, - 560 с.