Фрагмент для ознакомления
2
Аннотация
Э. Фромм «Бегство от свободы»
(Перевод с английского Г. Ф. Швейника)
Эрих Фромм всесторонне рассматривает проблему внутренней свободы личности человека. Осознанно или нет, но при всем громогласном стремлении человеческого общества к обретению различных свобод, сам человек старательно избегает свободы для себя лично. При первом взгляде похоже на некий парадокс, но копнув глубже вместе с автором, можно ухватить суть вопроса. Обретение внутренней свободы ставит перед человек целый ряд неудобных вопросов и непривычно высоко задирает планку ответственности за свой собственный выбор.
Внутренняя свобода для личности современного человека, вместо неисчерпаемого потенциала для реализации творческих начал, чаще всего отождествляется с внутренней пустотой необъятных размеров или полным моральным одиночеством. Естественно, что такой расклад человека не устраивает. Чтобы избежать негативных последствий обретения свободы, он начинает бегство от самого себя, подчиняясь чему-либо или кому-либо и отдавая свое сознание в рабство любому, гарантирующему заполнение внутреннего вакуума.
Кому или чему, когда и почему - именно этому посвящена большая часть "Бегства от свободы". Да, это книга, по большей части, представляет собой диагноз, а не рецепт лечения.
На примере развития сознания жителя Западной Европы, от времен Реформации до середины 20 века, Фромм досконально прослеживает путь замещения духовности религиозного человека Средневековья с ограниченными возможностями самореализации на потребительское отношение к миру типичного современника - представителя общества потребления, не знающего, куда приткнуться с вдруг открывшимися перспективами по самопознанию себя в этом мире. Автор подробно останавливается на влиянии учений Лютера и Кальвина, совершивших коренной переворот в сознании европейца 16 века и подготовивших почву для развития капитализма в Западной Европе. Используя постулаты собственной теории, подробно рассматривает причины возникновения и этапы развития тоталитарных обществ на примере национал-социалистического движения в Германии. ( Книга была выпущена в 1941 году - актуальность темы просто зашкаливала).
Вообще, временами автора уводило в такие дебри, что ему по тексту не раз приходилось самому себя одергивать и возвращаться из ответвлений к основной теме. Круг затрагиваемых вопросов очень широк. Так, к примеру, из книги можно будет узнать очень ценные и правильные мысли о том, почему практически каждый человек страдает, в той или иной мере, садистскими или мазохистскими наклонностями, и как они связаны с тягой к власти; или как нам незаметно с самого детства навязывают мышление по шаблонам, заставляя при этом думать, что мы выдаем оригинальные мысли; как нам с помощью рекламы и "авторитетного" мнения окружающих отключают критическое восприятие действительности; в чем конкретно заблуждался Фрейд, подводя все проблемы человеческой психики под последствия от блокирования сексуальных желаний и т.п. Есть в книге и свой рецепт человеческого счастья в условиях развития современного общества, который, к сожалению, выглядит довольно утопически даже в среде людей, еще не растерявших, как и автор, веру в Человека.
Самореализация человека должна начаться с определения своих собственных оригинальных желаний, что сделать не так просто, как может показаться первоначально, ибо наша индивидуальность обросла таким слоем навязанной извне шелухи, что понять, где же ты сам настоящий - уже очень сложно. Самопознание - это ключ к счастью человека, говорит Фромм, и трудно с ним не согласиться. Понять кто ты и зачем ты - это если и не половина пути к счастью, то уж самый важный первый шаг - точно.
"Бегство от свободы" - мощная по силе своего воздействия, но не самая простая для восприятия книга, требующая неторопливого, осознанного и вдумчивого чтения. Фромм, как большой интеллектуал, зачастую грешит использованием большого количества узких терминов, что заставляло по несколько раз перечитывать некоторые предложения. Но "Бегство от свободы" того стоит, потому что не так уж и много книг, способных в клочья разорвать шаблоны обыденного восприятия мира.
Ключ для понимания книги заложен во времени написания текста. Книга была издана в 1941 году, в разгар Второй мировой войны, во времена наивысшего расцвета немецкого нацизма. Отсюда интерес Фромма к проблеме, почему человек добровольно предает свою судьбу в руках тирана, почему добровольно отказывается от сладости свободного существования. Пытаясь понять тонкости человеческого сознания, Фромм отмечает, что человеческое развитие - это вечное стремление к безопасности, сытости, но в то же время к свободе, ради которой люди шли на плаху, поднимали восстания, проводили революции, потому что есть нет счастья без свободы. Он сравнивает положение людей в средние века и роль
В этой книге Э. Фром приходит к выводу, что социальные условия влияют на идеологические явления через социальный характер, но этот характер не является результатом пассивной адаптации к социальным условиям. Это результат динамической адаптации, основанной на неотъемлемых свойствах человеческой природы, будь то биологически или в ходе истории.
Основным субъектом социального процесса является индивид: его стремление к тревоге, его страсть и рефлексия и т. д. Но чтобы понять динамику общего развития, нам нужно понять динамику психологических процессов, происходящих внутри индивида, просто Что касается понимания индивида, то необходимо рассматривать его вместе с обществом, в котором он живет. Доиндивидуалистическое общество ограничивало человека, но в то же время гарантировало безопасность и мир, и, получив свободу, беспокойство охватило человека, хотя он получил независимость и рациональность, свобода также, по словам Фромма, изолировала его. Эта изоляция недопустима, и перед человеком стоит выбор: избавиться от свободы с помощью новой зависимости или дорасти до полной реализации позитивной свободы, основанной на индивидуальности и повторяемости каждого.